Мультимедиа как вид экспонирования в российских музеях

Мультимедиа как вид экспонирования в российских музеях

11 ноября 2022

8 ноября 2022 года исполнилось 10 лет со дня открытия в Москве Еврейского музея и Центра толерантности. Событие важное не только как значимая дата одного из лучших музеев Москвы, но и как 10-летие первой музейной экспозиции в России, выстроенной средствами мультимедиа. Историю становления этой сферы применения AV-технологий в нашей стране рассказывает Ирина Смирнова. 

Ирина Смирнова

В рамках нового спецпроекта «Мультимедиа в музеях» АВ Клуб публикует цикл статей авторства Ирины Смирновой, члена Совета по цифровому развитию музеев ИКОМ России и эксперта по мультимедиа-решениям, которые призваны познакомить с особенностями и потенциалом использования мультимедийных технологий при создании музейных экспозиций.

Проекторы, дисплеи можно было встретить в музеях и ранее. Но Еврейский музей стал уникальным комплексом, разумно сочетающим музейные принципы, исторические факты, современные технологии визуализации и интерактива, привлекающим широкую аудиторию, в том числе молодежь. Проектированием Еврейского музея и Центра толерантности занималось американское Агентство музейного дизайна Ральфа Аппельбаума.

Первопроходцы

Удачный опыт не стал единичным, через три года, в 2015 это же агентство спроектировало экспозицию для Музея первого президента России в Ельцин центре в Екатеринбурге с мультимедийными инсталляциями. А в Москве открылось новое здание Музея современного искусства «Гараж» (архитектор Рем Колхас), где активное использование мультимедиа была заложена необходимостью работы с видеоартом. В том же 2015 российские команды создали технически сложные и эмоционально сильные мультимедийные инсталляции к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: 3D мэппинг на макет разрушенного города в Музее-панораме «Сталинградская битва» (ГИВЦ Минкультуры России) и 3D мэппинг на купол Зала Славы в Музее Победы на Поклонной горе («Сила света»).

Эти проекты помогли преодолеть неоднозначное отношение к новым технологиям визуализации в музейной среде, где до этого мультимедиа не рассматривалось как вид экспонирования, признавалась лишь его вспомогательная роль. Главным для музея является экспонат, подлинник, который нельзя подменять видео показом. Музей «собирает, сохраняет, интерпретирует и экспонирует материальное и нематериальное наследие» (определение ИКОМ). По прошествии времени нужно поблагодарить институты памяти за их здоровую «консервативность» и приверженность традициям, они помогли не допустить формального увлечения новыми технологиями в ущерб смыслам и задачам.

Зарождение основ

На первых этапах появления мультимедийных средств в экспозиции музейные специалисты не знали всех технических особенностей оборудования и важности создания для него качественных визуальных материалов. А сотрудники AV-компаний, не всегда понимая специфику музеев, предлагали типовые решения, не учитывающие научную, художественную и дизайнерскую концепции конкретного музея или выставки. В результате мультимедиа инсталляции выглядели неорганично, а иногда и разрушали экспозиционное пространство.

После 2015 года ситуация стала постепенно меняться, музеи, оценив содержательные и продуманные инсталляции с новыми технологиями, стали аккуратно внедрять мультимедиа в экспозицию. В первую очередь это были музеи историко-краеведческой и технической направленности – Исторический музей, Музей Победы, Политехнический музей, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Ивановский зал РГБ, а также музеи представляющие работы современных медиа художников — Мультимедиа Арт музей, выставки медиа арта в ГМИИ им. А.С. Пушкина, ММОМА. В 2016 году открылся Центр мультимедиа Русского музея, где новый вид мультимедийного экспонирования начал развиваться в отдельном от основной экспозиции пространстве. 

Тема музейного мультимедиа стала обсуждаться на профильных музейных конференциях. Компании, работающие с музеями, нарастили компетенции, у них сложились свои приемы, традиции, творческие тандемы. Реализация музейного проекта проходит в несколько этапов и успех его зависит от слаженной работы специалистов музея и приглашенных компаний, экспертов разных профилей: создателей концепции, архитекторов, дизайнеров, авторов мультимедийного контента, интеграторов, ответственных за технологическое проектирование и инсталляцию оборудования. Для крупных проектов объединяются усилия нескольких компаний и архитектурных бюро. Активно работают с музеями, интегрируя в экспозицию мультимедийные экспонаты АБ Planet9, «Рождественка», PS Culture, Меганом, Solarsense и другие.

Новые герои

Компании, специализирующиеся на создании мультимедийного контента — Pitch, Lorem ipsum, NEXT Space, Grata Adv, «Музей плюс» и прочие — постепенно накопили необходимый опыт и начали предлагать полный спектр работ, включая проектирование и создание концепций. AV-интеграторы, традиционного обеспечивавшие поставку и инсталляцию оборудования, также выходят на полный цикл сотрудничества с музеями. Успешно работают с музеями питерские компании Ascreen, Викинг, КМВИ, Метаформа, БМК, московские команды IntMedia, Polymedia, ГК Digis, Auvix, Delight 2000. 

В последние несколько лет появились новые музеи, оптимально использующие мультимедиа в экспозиции: Музей Русского зарубежья, Музей военной формы, Музей криптографии, Музей городского коммунального хозяйства, Музей бронетанковой техники и музей Битва за оружие в музее-заповеднике «Прохоровское поле», Музей Павла и Сергея Третьяковых и другие. 

Новые преспективы

Активно используется мультимедиа в корпоративных музеях, которые в большей степени свободны в бюджетах и подходах к новым технологиям. Первые эксперименты с новыми формами экспонирования начались именно в ведомственных музеях. В 2008 году была создана яркая мультимедийная экспозиция «Вселенная воды» в Музее Ленводоканала. А одним из лучших отраслевых музеев заслуженно признан Музей Российских железных дорог в Санкт-Петербурге. Сразу несколько современных корпоративных музеев расположились на ВДНХ — павильоны «Космонавтика и авиация», «Нефть», Музей городского коммунального хозяйства Москвы и другие. Свои музеи оснащают мультимедийными решениями корпорации, заводы, театры, университеты. В ближайшие годы количественный рост корпоративных музеев продолжится, и не только в столичных городах.

Наработанные практики создания экспозиций с мультимедиа распространяются в регионы, к работе с музеями подключаются новые компании, создаются музейные бюро в разных городах России. Важной задачей этого процесса является сохранение качественного уровня проектирования, продуманности инсталляций и используемых решений, а также слаженной работы с представителями музейного сообщества. Решение этой задачи невозможно без подготовки, хотя бы начальной, в области экспозиционного проектирования мультимедиа как музейных специалистов, так и AV-компаний, которые начинают сотрудничать с музеями и выставочными центрами на местах. 

Приглашаем все компании, заинтересованные в обучении и обмене опытом по музейным проектам, принять участие в онлайн-митапе с участием Ирины Смирновой, запланированном на 13 декабря. Участие платное, по регистрации.

Подпишитесь на рассылку
и получайте популярные статьи, видео и кейсы за неделю в одном письме