Мультимедийные инсталляции в выставочных музейных проектах стали частой практикой. Сотрудники музеев, видя то как они увеличивают возможности коммуникации с посетителями, создания нескольких информационных слоев в экспозиции, создания необходимого эмоционального состояния, весьма позитивно относятся к применению новых технологий. А вот полностью мультимедийные выставки музейным сообществом воспринимаются как «художественный фаст фуд». Где проходит тонкая грань между такими на первый взгляд похожими приемами экспонирования, существуют ли отличия? Да, отличия есть, и они связаны с профессиональным музейным подходом к созданию экспозиции.
В рамках нового спецпроекта «Мультимедиа в музеях» АВ Клуб публикует цикл статей авторства Ирины Смирновой, члена Совета по цифровому развитию музеев ИКОМ России и эксперта по мультимедиа-решениям, которые призваны познакомить с особенностями и потенциалом использования мультимедийных технологий при создании музейных экспозиций.
Предмет экспозиции
Основной раздел между мультимедийными выставками и музейными экспозициями проходит на уровне предмета экспонирования. На мультимедийных выставках это оцифрованные полотна, а в музее это прежде всего подлинник, артефакт, который может быть дополнен мультимедиа. Согласно недавно принятому ИКОМ (International council of museum) определению понятия «Музей – это некоммерческое, действующее на постоянной основе учреждение на службе обществу, которое изучает, собирает, хранит, интерпретирует и экспонирует материальное и нематериальное наследие». По причине отсутствия артефактов даже проект «Россия – моя история» позиционируется как мультимедийный парк, не смотря на работу с нематериальным наследием. Также поступают и многочисленные визит-центры, развлекательно-образовательные центры, чья экспозиция очень похожа на музейную, но в ней нет подлинников.
Экспозиция Музея военной формы
Концепция выставки
Музейная экспозиция – это целенаправленная, научно-обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованны композиционно, снабжены комментарием, технически и художественно оформлены, и в итоге создают музейный образ природных и общественных явлений. Концепция выставки может быть посвящена эволюции творчества, технологии, а может состоять в постановке проблемы, чтобы вызвать посетителя на размышления, показать неоднозначность трактовок, а иногда и прямо противоположные взгляды на событие, художественное явление, исторический персонаж, не давая посетителю окончательного ответа.
Основная идея мультимедийной выставки – дать возможность посетителям оказаться внутри картины, детально рассмотреть небольшие ее фрагменты, вызвать интерес к творчеству художника. Но прежде всего получить пряные эмоции, отдохнуть, расслабиться. Как таковая концепция для такого способа экспонирования не нужна.
Контент
Для мультимедийных выставок чаще всего используются оцифрованные в высоком качестве картины, которые проецируются на все поверхности зала – стены, пол, дополнительные конструкции. И это не статическая проекция, видеоряд состоит из последовательно меняющихся картин, на которых с помощью средств анимации «оживают» персонажи, они подмигивают, улыбаются, плывут по небу облака, летят птицы, течет вода. Для создания полностью иммерсивного пространства организаторы сопровождают показ соответствующими аудио эффектами или фоновой музыкой.
Мультимедийная выставка в ArtPlay
А для музейной экспозиции тщательно собирается материал: артефакты, тексты, подлинники, видео. Для мультимедийных экспонатов пишется самостоятельный контент, в соответствии с задачей каждой конкретной инсталляции. Как правило, у музейной экспозиции есть история, которая ведет посетителя от экспоната к экспонату, раскрывая концепцию выставки.
Роль посетителя
Продумывание траектории посетителя, характерное для музейных экспозиций, подготовка специального контента приводит к тому, что зритель обращает все свое внимание на постижение замысла выставки, полотен или идеи художника, куратора. От посетителя требуются усилия, осмысление, активность в познании. А на мультимедийных выставках зритель чувствует себя абсолютно расслабленно, чему способствуют автоматическая смена изображений, расслабляющая музыка, удобные кресла. В этом случае роль посетителя пассивная, направленная на восприятие на ассоциативном уровне.
Художественные и мультимедийные средства
Организаторы мультимедийных выставок, стремясь к эффекту максимального погружения в атмосферу картин, используют не только звуки и визуальные образы, но и запахи: одорируют пространство ароматами кипариса, кедра, сандалового дерева, мускатного ореха с оттенками лимона и ветивера, чтобы перенести людей в атмосферу садов и полей картин Моне или Ван Гога, например. В дополнение к тотальной проекции посетителям предлагается посидеть в настоящей лодке и насладиться восходом солнца, прогуляться по японскому мостику с картины Моне, посетить мастерскую художника с помощью 3D-очков. В Чикаго даже воспроизвели в реальности комнату с картины Ван Гога, в которой можно пожить за умеренную плату.
Использование иммерсивных приемов одинаково востребовано как на мультимедийных выставках, так и в музейных экспозициях. Но задачи у таких инсталляций разные – эмоции и приятные ощущения в одном случае, и погружение в контекст, информационные слои, содержание в другом.
Используемые мультимедийные средства нацелены не только на погружение в эмоции, но и в осмысление, обучение, взаимодействие с посетителем. Интерактивные средства позволяют не только погрузится в разные уровни сложности представленного материала, но и стать активным зрителем, например, выбрать определенный сценарий дальнейших событий в инсталляции, проверить свои догадки, теории и знания. Получить полную всестороннюю информацию об экспонате с помощью его голограммы или 3D-мэппинга.
Художественные музеи используют прямую проекцию работ художников как мультимедийный способ экспонирования. Что очень похоже на развлекательные мультимедийные выставки. Но и здесь есть отличия. Мультимедийное экспонирование используют для представления в филиалах творческого наследия и картин из основной коллекции, когда оригинал не может быть вывезен по соображениям безопасности или отсутствия условий для проведения традиционной выставки. Так Русский музей использует многофункциональное экспозиционное пространство, созданное в Кузбасском центре искусств в рамках деятельности Филиала Русского музея в городе Кемерово. Что позволяет не только оперативно, но и достаточно экономно по сравнению с реальными выставками разворачивать мультимедийные художественные экспозиции из собрания Русского музея.
Мультимедийная выставка «Русский авангард» в Кузбасском центре искусств
На таких выставках полотна представлены в оригинальном виде, без оживляющих анимаций и других развлекательных приемов. В музеях недопустим такой популизм в подходе к представлению материала.
Однако, в музейном сообществе меняется отношение к мультимедийным выставкам. Согласно недавно проведенному опросу в музейном Telegram-канале, только 13% респондентов выбрали ответ «Это не музей, музей не должен превращаться в развлекательный центр». Большая часть ответивших выбирали варианты:
- «Популяризация творчества художников хороша в любом виде. Больше выставок хороших и разных» (33%);
- «Художественным музеям полезно изучить опыт и использовать проекцию на более содержательном уровне» (54%).