30 мая 2023 года на платформе АВ Клуба состоялась новая встреча из цикла «Технологии нашего времени», которая была посвящена такому актуальному в условиях тренда на импортозамещение вопросу, как системы звукоусиления отечественных брендов. В отличие от других видов мультимедийного оборудования, производство профессиональных громкоговорителей в нашей стране существует уже не одно десятилетие, поэтому в индустрии есть специалисты с очень большим опытом. Более того, в этой области можно даже говорить о существовании определенной школы, что действительно очень важно.
О возникновении компании «АВРОРА», ее достижениях и планах развития рассказывают продакт-менеджер Виктор Банников и главный разработчик Александр Ананьев.
-Как появился бренд «АВРОРА»? Кто участвовал в его создании?
Виктор Банников: «АВРОРА» – это новая звезда на небосклоне хорошего звука, которая, как и все хорошее в этом мире, появилась не на пустом месте. Хотя разработки начались лишь чуть более года назад, специалисты, занимающиеся созданием оборудования, уже очень много лет работают в сфере проаудио, поэтому для начала я бы хотел сказать пару слов про них. Это Игорь Новиков, Александр Першин и Александр Ананьев.
Игорь Новиков с середины 70-х годов работает с акустическими системами, поэтому хорошо известен в профессиональном российском сообществе. Он начал с модинга динамиков и громкоговорителей, то есть, улучшал то, что было на рынке, а в 80-е годы начал делать собственное аудиооборудование, которое использовали в турах многие топовые коллективы того времени. Некоторые из этих наработок были задействованы при разработке продуктов «АВРОРА». Например, пропитка динамиков, уменьшающая излишние вибрации. Плюс к этому Игорь имеет более, чем 10-летний опыт работы с брендом L-Acoustics, относящимся к категории А.
Александр Першин – это инженер и звукорежиссер из проката, также с большим опытом, привнесший в создание продуктов свои ценные навыки из этой сферы. Третий разработчик – Александр Ананьев, которого мы в нашем коллективе по причине наличия профильного специального образования называем профессором.
Александр Ананьев: Акустический институт у меня был базовой кафедрой, а теперь мы в него с удовольствием ездим с нашими громкоговорителями.
Виктор Банников: Александр отвечает за научный подход, за все измерения, просчеты и проработки в исследованиях.
-Значит, конструкторский состав подобрался более чем презентабельный. А какая система ценностей у вашего бренда? Чего вы хотели достичь в своих разработках?
Александр Ананьев: Нашей главной целью было получить конкурентоспособный продукт. Все мы уже довольно много времени провели в работе с топовыми брендами, и хорошо себе представляем, что требуется профессионалам в аудиоиндустрии, чего хотят артисты, звукорежиссеры, техники, монтажники и так далее. То есть, мы отлично знаем, с какими трудностями люди сталкиваются при установке и эксплуатации акустических систем. Естественно, так как нужно стремиться к качеству, мы опирались на топовые референсы, но мы не пошли путем реализации весьма почетной для меня стратегии компании Behringer, заключающейся в том, что все должно быть доступно, дешево и при этом функционально.
Мы хотим сделать продукт качественным настолько, насколько позволяют наши возможности, ориентируясь, условно говоря, на некий топовый сегмент, чтобы по звучанию мы были, как минимум, не хуже. В общем, пока мы стараемся не идти на какие-то серьезные компромиссы в плане качества, а стремимся чтобы акустическая система звучала хорошо, и ни у кого не возникало вопросов, что «чего-то вы здесь недоделали или здесь что-то нам не нравится». Если нам что-то не нравится, то мы это не берем в работу.
-Какими еще, помимо качества, конкурентными преимуществами обладает ваша продукция?
Александр Ананьев: Еще один важный момент – это удобство в работе. Не последнюю роль здесь играют также эргономика и ремонтопригодность. Занимаясь разработкой, мы изучаем существующее на рынке предложение, оцениваем кто и как подходит к решению различных задач, и от тех подходов, которые нам кажутся неудобными, мы отказываемся. Например, многим не нравится, когда в конструкции громкоговорителя применяется крепление на саморезах, что совершенно неудобно в плане ремонта, сборки-разборки системы. Мы это не используем. У нас все на винтах и прессованных гаечках-шайбочках. Это сильно удорожает и усложняет работу над кабинетом, зато упрощает дальнейшую эксплуатацию готового устройства.
Из таких мелочей, на самом деле, и складывается высокая стоимость продукта. Сделать, грубо говоря, ящик с динамиком – несложно. Возможно, он даже будет неплохо звучать, но ко всему этому нужно еще разработать большую инфраструктуру, проработать множество нюансов, не имеющих отношения к звуку как к таковому, но имеющих прямое отношение к работе акустической системы. Так что, эргономика и удобство в работе – это также наши преимущества.
-Где располагается производство и происходит сборка кабинетов? Какие компоненты используются в конструкции громкоговорителей?
Александр Ананьев: Производство у нас сосредоточено вокруг Москвы. Кабинеты делают в ближайшем Подмосковье. Различные детали и компоненты мы создаем у себя. Динамики, изготовленные по нашему ТЗ, приходят из Петербурга. Спасибо Игорю Новикову, который достаточно скрупулезно подходит ко всем стадиям производства именно динамиков, где существует большое количество нюансов, так как это весьма непростой продукт. Созданием всевозможных фильтров и дополнительных плат занимается в основном Александр Першин. Прототипы мы делаем практически у себя в офисе, можно сказать. Окончательная сборка, доводка, контроль качества, проверка, настройка пресетов – это все также делается у нас в офисе.
-Насколько обширным сегодня является ваш модельный ряд? По какому принципу вы его формируете и развиваете? Какие продукты планируются к выходу в обозримом будущем?
Виктор Банников: На данный момент идет работа над коаксиальной серией ВЕГА, где твиттер и СЧ-динамик расположены на одной оси. Уже готовы к производству и заказу 8-дюймовая (С8) и 12-дюймовая (С12) модели громкоговорителей, а также сабвуфер АСБ 212 на двух 12-дюймовых динамиках. АСБ18 с 18-дюймовым динамиком на финальной стадии тестирования и скоро тоже будет запущен в производство.
сабвуферы АСБ
Александр Ананьев: Наша стратегия по развитию модельного ряда заключается в постепенном переходе от простых продуктов к сложным. Мы идем от коаксиальной серии, от маленьких систем, к линейному массиву с постоянным изгибом, относящемуся к среднему сегменту. Такие массивы крайне востребованы у нас в стране во всевозможных домах культуры не очень большой вместимости и прочих залах подобного формата. Конечно, все мечтают о стадионах, но стадионы бывают довольно редко, поэтому разрабатывать акустическую систему только для масштабных спортивных объектов для нас не самый подходящий подход.
Сейчас мы работаем над массивом с постоянной кривизной. На нем можно отработать кучу различных вопросов, связанных с волноводом, настройками, DSP и прочим. Следующим этапом мы будем думать, естественно, о массиве с переменным углом. Они имеют схожие сложности при разработке, просто у постоянной версии нет одной дополнительной переменной – этого самого изгиба. Мы собираемся сделать серию из нескольких кабинетов с фиксированными углами, которая будет называться МИРА. Это позволит закрыть определенный сегмент спроса.
Дальше у нас в планах разработка серии громкоговорителей колонного типа СПИКА – тоже сейчас очень популярная вещь. Но по приоритетности она у нас идет после массивов.
звуковые колонны СПИКА
-Вы сказали, что стремитесь по качеству в премиум-класс. Стоимость продуктов тоже будет соответствующей?
Александр Ананьев: Конечно, мы хотим быть интересными. Если мы сделаем замечательную колонку, которая будет стоить 2 миллиарда рублей, то ее никто никогда не купит, какой бы замечательной она ни была. Пусть, даже самая лучшая на свете. Мы не идем на какие-то страшные компромиссы в угоду бесконечной дешевизне. Сложный производственный продукт не может быть дешевым. Мы с этим уже столкнулись, когда нарисовали корпус для сабвуфера АСБ 212 со всеми нюансами, какие мы бы хотели в нем видеть, и ценник за прототип был очень серьезный. Понятно, что это штучное изделие и будет дороже, чем серийное, но все равно. В итоге мы хотим выйти в такой ценовой сегмент, чтобы наша продукция стоила дешевле топовых западных брендов.
- Если не получается изобрести какой-то идеальный излучатель, то надо учиться управлять тем, что у тебя есть. Ведущие мировые производители очень серьезно продвинулись в разработке процессинга, позволяющего решить этот вопрос, но для отечественных компаний, насколько нам известно, это пока что самое сложное звено. Как у вас обстоят дела с усилителями и DSP?
Александр Ананьев: Мы сейчас используем брендированные усилители китайского производства с DSP компании Analog Devices, куда заливаем свои пресеты, сделанные самостоятельно. Для этого мы ездим в тот самый Акустический институт, в котором я 15 лет назад учился, так как там есть одна из самых больших в нашей стране безэховых камер, что позволяет провести очень достоверные измерения происходящего с акустической системой. В этих DSP есть все, что необходимо нам для пресетов, для калибровки системы, когда она уже создана и инсталлирована, есть удаленное управление. То есть, в целом они закрывают задачи, которые сейчас перед нами стоят.
Так что, усилитель мы пока используем, к сожалению, не отечественный, но работаем над этим тоже – ищем различных производителей, изобретателей и тестируем все, что попадается под руки. Конечно, есть у нас и планы по разработке собственного усилителя. Но здесь, во-первых, нужны большие инвестиции и, во-вторых, любая разработка такого изделия занимает несколько лет. За полгода вам ничего не сделают. А если говорить о продуктах уровня «Китай», то проще сразу купить китайское оборудование.
У меня мечта, чтобы получился хороший отечественный усилитель на российских компонентах, которые тоже существуют. С ними есть трудности, но они доступны к заказу, поэтому задача, в принципе, реальна. Осталось только найти на нее силы, средства, время и так далее.
громкоговорители ВЕГА
-Есть ли у вас GLL-файлы, которые вендоры предоставляют для проектирования на базе их продуктов систем звукоусиления в программном обеспечении EASE? Для российских производителей, особенно желающих выйти на мировой рынок, это непростая тема.
Александр Ананьев: Не то, чтобы это было очень сложно, тут просто нужно разграничивать, о каких именно GLL-файлах идет речь, так как они есть двух типов. Это GLL-файлы для обычного платного программного обеспечения EASE, которое есть не у всех, довольно трудное в освоении, в работе и создано не для оптимизации линейных массивов, а совсем для других задач. Обычный GLL-файл может сделать любой человек, имеющий лицензию EASE и SpeakerLab. У нас эти лицензии есть, GLL-файл собрать можно.
Но обычный EASE доступен немногим, не каждый умеет им пользоваться, поэтому по-хорошему, чтобы достичь привычного удобства пользования, надо попасть в GLL-библиотеку бесплатной версии ПО под названием EASE Focus, которая уже оптимизирована под линейные массивы и прочее. Эти GLL-файлы делаются не просто так где-нибудь «на коленке», а в специальных лабораториях, куда нужно ехать и платить за это деньги. Ближайшее место, где это можно осуществить, находится в городе Аахен, Германия. Я лично настаиваю на том, что нам нужно попасть именно туда, и такие планы тоже есть. Но ехать в такую лабораторию имеет смысл уже набрав достаточно серьезный парк оборудования, так как там есть определенные ценовые политики, которые становятся интересны только тогда, когда у тебя есть несколько устройств.
-Клиенты периодически сравнивают российские бренды с зарубежными компаниями, зачастую не до конца понимая, что многие из них шли к созданию собственных GLL-файлов десятилетиями. Так что, пожалуйста, дайте нашим производителям время.
Александр Ананьев: Да!
-Насколько для вас актуально попасть в каталог Минпромторга? Есть такие планы?
Александр Ананьев: Для нас это так же актуально, как и для большинства российских производителей. Этот план есть, и мы тоже собираем все эти документы для подачи – у нас этим занимается отдельный специально обученный человек. Точные сроки сейчас я вам вряд ли назову, но работа на эту тему ведется уже довольно давно.