Мультимедийные инсталляции в музеях стали привычным способом представления информации, трансляции эмоционального посыла, погружения в контекст экспозиции или взаимодействия с посетителем. Какие-то из них дополняют основной экспонат, а какие-то выходят на первые роли, становятся частью повествования и точкой притяжения внимания посетителей. Что определяет успех мультимедийной инсталляции и как влияет на него выбор средств визуализации?
В рамках нового спецпроекта «Мультимедиа в музеях» АВ Клуб публикует цикл статей авторства Ирины Смирновой, члена Совета по цифровому развитию музеев ИКОМ России и эксперта по мультимедиа-решениям, которые призваны познакомить с особенностями и потенциалом использования мультимедийных технологий при создании музейных экспозиций.
В этой статье я хочу рассказать о нескольких примерах экспозиций, в которых мультимедиа контент и средства его воспроизведения не только удачно подобраны для воплощения основной идеи всей работы, но и превращают инсталляцию в произведение искусства.
«Маленький Принц и перелетные птицы», 2007, LUCENT by Takahiro Matsuo
И начну с достаточной давней работы японского художника Takahiro Matsuo, о котором пишут, что «все его инсталляции – это исследования, это эмоциональные произведения искусства, основанные на интуитивном методе участия». Участия не только эмоционального, но и физического – инсталляции Takahiro Matsuo без зрителя не работают. Именно такой стала его работа о путешествии с перелетными птицами, которую можно было увидеть на выставке «Маленький принц» Сент-Экзюпери», проходившей в Японии в 2007 году, а затем во Франции, Бразилии и Италии. Зритель видит две плоскости проекции, находящиеся одна за другой – стена со звездным небом и астероидом В-612, и прозрачная сетка, на которую проецируется перемещение стаи перелетных птиц. Так как сетка очень тонкая, сквозь нее видно звездное небо и планета Маленького Принца. А когда на сетку проецируется стая перелетных птиц, кажется, что птицы летят по воздуху, их количество удваивается, за счет двух плоскостей проекции, появляется объем.
Но самое интересное действие начинается с появлением главного героя, в роли которого оказывается кто-то из посетителей или их детей. В узкий проход между сеткой и стеной входит ребенок, в руках он сжимает небольшой шарик. В момент, когда ребенок раскрывает ладошку, срабатывает триггер, сигнал передается на плеер и запускается проекция летящих птиц. Трекер в шарике позволяет точно позиционировать нити, идущие от руки ребенка к парящим птицам, даже если он проводит рукой в разные стороны. Ребенок счастлив, он пробует еще и еще раз накрыть шарик рукой, отпустить, снова увидеть птиц. Родители, снаружи проекционной сетки, в этот момент видят своего ребенка в образе Маленького Принца, кто-то делает фотографии, а кто-то вспомнит о беззащитности детей в нашем большом мире. И это, на мой взгляд, удивительно точное воплощение выразительными средствами мультимедиа главного смысла сказки Антуана де Сент-Экзюпери – защитить детей от страха, ужаса, боли и страданий. Инсталляция изящная не только по замыслу и техническому воплощению, но и по точности посыла для разных групп посетителей: детскому радостному восприятию и взрослому осмыслению.
Перелетные птицы помогли в решении художественно-эмоциональной задачи и в Музее русского зарубежья.
Перелетные птицы в Музее русского зарубежья, 2019, бюро Pitch
На этапе подготовки экспозиции Музея русского зарубежья была проделана колоссальная работа по сбору фото, видео хроники, созданию аудио, видео записей, рассказывающих о жизни русских эмигрантов нескольких волн в разных странах. Созданием мультимедийного, графического и интерактивного контента занимались специалисты бюро Pitch, они создали 18 уникальных интерактивных инсталляций и приложений, 6 видеороликов для проекций и экранов, 14 аудиозаписей и более 30 графических элементов интерьера. При планировании экспозиции с таким большим количеством медиа материалов создателям нужно было разнообразить технические способы экспонирования так, чтобы мультимедийное повествование не было монотонным, однообразным, и, в то же время, не распадалось на разрозненные, не связанные между собой эпизоды. Отказаться даже от части этих медиа материалов было недопустимо жалко, но и продемонстрировать их все в небольших залах музея невозможно. Поэтому, материалы были собраны в нескольких информационных слоях, так чтобы посетители могли сами выбирать рассказы заинтересовавших их персонажей, более подробно знакомится с материалами по представленным темам.
Для интерактивных поверхностей были продуманы разные способы выбора контента и взаимодействия с посетителями. В качестве проекционных поверхностей использовались самые неожиданные плоскости – от столов, до чемоданов, как символов странствий. А вот для объединения многочисленных экранов, проекционных и интерактивных поверхностей в единую экспозицию был использован не технологический прием, а драматургический: время от времени на всех экранах и дисплеях прерывается показ текущего контента, и посетители видят летящих по небу птиц. Летящие по всем экранам птицы символизируют эмигрантов, улетающих из родного края в надежде когда-нибудь непременно вернуться. Такой прием не только драматургически и эмоционально объединил мультимедийный контент, но и содержательно «отыграл» лейтмотив экспозиции «Мы не в изгнании, мы в послании».
Иконостас персонажей фильма «Андрей Рублев», выставка «Свободный полет. Андрей Тарковский и неофициальное искусство 1960-1980-х», 2019, медиа художник А. Долгин
Гармоничное соответствие содержания экспозиции, медиа контента и технического способа воспроизведения не всегда требует сложных решений. На выставке «Свободный полет. Андрей Тарковский и неофициальное искусство 1960-1980-х» (совместный проект ГТГ и музей AZ, медиахудожник Александр Долгин), центром раздела, посвященного фильму «Андрей Рублев», был выбран лаконичный способ представления восьми основных его персонажей.
Проекция портретов главных героев осуществлялась на узкие полотна, натянутые во всю высоту зала, подобно алтарным иконам. Стилистика статической иконы была оживлена приемами, придающими динамику инсталляции – проплывающими облаками на вторых планах фотографий актеров. Проекция на потолок таких же плывущих по небу облаков придала целостность экспозиции и соединила два ряда персонажей, находящихся напротив друг друга. Ощущение полета поддерживали незакрепленные края полотен. Невысокий дощатый помост между двумя рядами портретов, на который поднимались посетители к проекционному «иконостасу», напоминал алтарь (алтарь – «находящийся на возвышении»). Негромко звучащая Хоральная прелюдия Баха, духовные хоровые произведения дополняли образ храма, в котором хотелось замереть, всмотреться и прислушаться. Такие аскетичные приемы точно воссоздали образы и атмосферу фильма о художнике, который испытывает чувство полета, ощущая свою связь с Богом, отрываясь от всего земного.
Свето-проекционное шоу «Время вперед!» в Музее железных дорог России, 2017, бюро Pitch по заказу КМВИ (Комбинат Музейно-Выставочного Искусства)
Сложные технологические решения помогают передать силу и мощь исторического события, рассказать о важных явлениях, смыслах эпохи, например, такой как 30-е годы прошлого века в молодой Советской республике. Символом бурного времени послевоенного восстановления страны, индустриализации стал паровоз, летящий вперед в новую жизнь. Он был очень популярен в искусстве и поэзии того времени. Именно такой настоящий паровоз «30 лет ВЛКСМ», представленный в экспозиции Музея Российских железных дорог, из экспоната превратился в объект для 3D-видеомэппинга, рассказавший не только о промышленном прорыве, но и о взлете искусства авангарда, супрематизма К. Малевича, биомеханике В. Мейерхольда. Основой контента для мэппинга были выбраны образы пьесы «Мистерия Буфф», которую написал Владимир Маяковский, поставил Всеволод Мейерхольд, а оформил Казимир Малевич. Премьера первой постреволюционной постановки пролетарского театра состоялась 7 ноября 1918 года к первой годовщине революции.
В музыкальном сопровождении свето-проекционного шоу был использован фрагмент из сюиты Георгия Свиридова «Время вперед», который часто звучал в фильмах о первых пятилетках и долгое время был музыкальной заставкой главной информационной программы страны. В роли машиниста паровоза зрители видят художника Малевича, помощник машиниста – режиссер Мейерхольд, посетители музея слышат стихи Маяковского, который появляется в роли кочегара паровоза революции. Синергия точно подобранных образов, яркого мэппинга на сложную поверхность паровоза со сшивкой изображения с четырех проекторов воссоздали дух эпохи, представили экспонат как локомотив нового искусства, с соблюдением исторической достоверности.
Небольшой видеофрагмент шоу на странице проекта.
«Водный сад» Криста Cоммерер и Лоран Миньонно
Медитативная, прозрачная инсталляция Криста Cоммерер и Лоран Миньонно «Водный сад», навеянная образами известной картины Клода Моне, была впервые представлена авторами еще в конце двадцатого века, а в 2022 году в Центре искусства и медиа Карлсруэ отметила со своими авторами 30-летие. За эти годы она была показана на разных выставках во многих странах и всегда вызывала искренний живой интерес зрителей. Российские зрители могли видеть ее на форуме «Открытые инновации» в ИЦ Сколково и в ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках выставки «Дом впечатлений. Классика и современность медиа искусства».
За эти годы в инсталляции изменялись детали физических и виртуальных объектов, но неизменным было то, что она «оживала» только в присутствии зрителей. Живые растения, подвешенные перед видеопроекцией, на которой видны проступающие сквозь водную гладь листья, звуки падающих капель, легкие круги на воде – так выглядит инсталляция пока посетителей рядом нет. Но как только он появляется или прикасается к живому растению, виртуальные листья начинают разрастаться, а кувшинки раскрываться, вследствие срабатывания датчиков, реагирующих на электрическое поле человека. Зритель становится соавтором инсталляции, растения распускаются до той поры пока он взаимодействует с работой. Сделав посетителя необходимым участником инсталляции, авторы добиваются исчезновения грани между реальным и виртуальным, и погружения зрителей в медитативное созерцание и желание продолжать контактировать с растениями.
Во всех этих инсталляциях авторам удалось добиться того, что зрители перестают замечать технические приемы, на первый план выходят эмоции, содержание, которые хотели донести до них авторы. Все компоненты инсталляции созвучны задаче, они дополняют друг друга и работают на единый образ. Как для успеха фортепианного концерта важны не только талант композитора и выразительность созданного им произведения, но и мастерство пианиста, а еще качество инструмента, рояля высокого или премиум-класса. Так и успех мультимедийной инсталляции зависит от уровня мастерства создающих ее сценаристов, художников, мультимедиа инженеров.
Выбор технического решения для воплощения замысла авторов контента определяет концепция и содержание экспозиции. Для раннехристианских образов – аскетичная проекция, для энергии эпохи 30-х годов – сложный видеомэппинг, для современного искусства – преодоление грани между реальным и виртуальным миром и приемы Art&Science. При достижении разумного баланса между содержанием, эмоциями и технологиями возникают инсталляции подобные хорошему фильму, в атмосфере которого хочется задержаться. Инсталляции, которые обращаются к чувствам зрителя, вызывают новые мысли и вопросы, желание узнать и понять больше.