Исходные данные
В прошлом году Европейский Центр ядерных исследований (ЦЕРН), широко известный в первую очередь запуском Большого адронного коллайдера, открыл флагманский образовательный центр CERN Science Gateway, который, по предварительным данным, должен привлечь от 300 000 до 500 000 посетителей в год. Его главная цель - в простой и понятной форме донести до широкой публики основные положения физики элементарных частиц, что учитывая сложность восприятия этой информации даже для специалистов, стало для работавшей над проектом компании Tinker Imagineers нетривиальной задачей. Чтобы сделать контент более доступным для ознакомления, были задействованы современные мультимедийные технологии, предоставленные интегратором Mansveld.
Реализация проекта
Основной фронт работ проводился в пространстве «Наша Вселенная», где была открыта выставка «Назад к Большому взрыву», отправляющая посетителей в путешествие во времени на 14 млрд лет назад. Оно занимает вытянутое помещение в форме трубы с изогнутыми стенами, внутри которого размещена экспозиция. С одной из его сторон демонстрируется тематический фильм, по центру установлены интерактивные экспонаты, напоминающие лабораторные установки, вдоль стен размещено множество сенсорных дисплеев, бесшовно состыкованных в длинные многометровые полосы, а сами стены равномерно покрыты изображением звезд и галактик.
Для формирования контента, окружающего посетителей по бокам и сверху, был задействован комплект лазерных короткофокусных проекторов Epson EB-L735U, EB-L635SU и EB-PU 1007. Экран для демонстрации фильма засвечивает Optoma ZK1050. Сенсорные дисплеи по периметру и интерактивные экспонаты построены на базе панелей iiyama Prolite T1634MC-B8X и TF3239 MSC, имеющих конструкцию Open Frame для встраивания в различные объекты. В ряде экспонатов также применяются сенсорные мониторы Prolite TF4339MSC.
В инсталляции «Наблюдение на разной длине волн» посетители видят себя на экране 65-дюймового дисплея Samsung QM65R сначала в привычном спектре, а затем в инфракрасном и ультрафиолетовом. Для этого, помимо стандартной камеры, захватывающей изображение в видимой части электромагнитного излучения, задействованы ИК-камера Hikvision DS-2TD3017T-3/V и УФ-камера Maxmax UV.
Система фонового звука построена в помещении на основе громкоговорителей JBL Control 25-1L и усилителей Extron MPA 152. Аудиосопровождение было создана путем генерации на основе массива данных научных измерений. В некоторых зонах, например, для просмотра фильма предусмотрены вандалозащищенные наушники с армированным кабелем BlackBox HP MKII, подключенные к усилителям Behringer. Около дисплеев по периметру установлен комплект ручных наушников Molitor USO с функцией автозапуска звуковой дорожки, срабатывающей когда пользователь поднимает его с базы. Для распределения аудиосигналов в проекте применены цифровые аудиопроцессоры BSS BLU с внешними Dante/BlueLink-интерфейсами BLU DA и интерфейсными модулями аналоговых выходов BLU-BOB.
Контент воспроизводится на выставке с помощью специально подготовленных компьютеров, выполняющих роль медиаплееров, а управление всей AV-инфраструктурой осуществляет система автоматизации OpenHAB.
Отзывы интегратора
Комментирует Рене ван де Вондерворт, технический консультант Mansveld:
«При помощи AV-технологий мы стремились достичь двух целей. Первая из них - создание в помещении атмосферы, которая была реализована путем покрытия проекцией стен. Вторая - простым и понятным языком объяснять сложные научные исследования и физические явления, для чего мы применили интерактивные дисплеи. Большинство экспонатов представляет собой практически механические конструкции, снабженные компьютерами, сенсорными экранами и локальной аудиосистемой с наушниками. Самой большой сложностью стало равномерно покрыть проекцией изогнутые стены. Мы долго экспериментировали с размещением оборудования, выравниванием и сопоставлением картинки, но в результате все получилось отлично. Применение в проекте достаточно экзотической для нас системы автоматизации OpenHab, которой мы прежде никогда не пользовались, было вызвано требованием клиента, имевшего удачный опыт ее эксплуатации».
Дополняет Воутер Вербист, генеральный директор компании Yipp, отвечавшей за разработку интерактивного контента:
«Для нас главная сложность - это научное содержание. Чтобы экспозиция не стала похожей на страницу из Википедии и была понятна для широкой аудитории, нам пришлось провести очень много дебатов с заказчиком и учеными. У ЦЕРН есть собственная команда, которая круглый год работает над передвижными выставками, поэтому мы выполняли своего рода буфера между ними и AV-специалистами. Но так как некоторые темы был действительно непростыми, например описание Бозона Хиггса, то даже они не могли помочь нам и требовалось участие ученых. Таким образом, на создание удовлетворяющего всех контента потребовалось около двух лет».