Исходные данные
13 февраля на стадионе «Юниверсити оф Финикс Стадиум», расположенном в городе Глендейле, штат Аризона, состоялся Super Bowl LVII – финальный матч Национальной футбольной лиги США между командами «Филадельфия Иглз» и «Канзас-Сити Чифс», без преувеличения являющийся главным спортивным событием Северной Америки.
Помимо спортивной части, в перерыве между таймами был проведен масштабный концерт Apple Music Super Bowl LVII Halftime Show, хедлайнером которого стала певица Рианна. За игрой следили около 67 827 человек, присутствовавших лично, и 112,2 млн зрителей, смотревших трансляцию. Во время шоу их количество увеличилось до 118,7 млн. За техническое оснащение и сопровождение события отвечала компания ATK Audiotek (входит в состав Clair Global), сотрудничающая с НФЛ уже 25 лет подряд.
Реализация проекта
В предыдущие годы при проведении Halftime Show аудиосистема размещалась на тележки, быстро вывозилась перед концертом и устанавливалась на поле, а затем также оперативно убиралась, чтобы спортсмены могли продолжить игру после перерыва. В этом сезоне НФЛ изменила правила, поэтому вся временная система звукоусиления была подвешена на ферме, изготовленной компанией Brunel.
Перед началом Super Bowl на стадионе уже имелась стационарная система L-Acoustics, которая включала 122 элемента линейного массива K2 и 32 сабвуфера K1-SB. В рамках подготовки к мероприятию интегратор установил еше шесть колонн линейных массивов с 13 элементами K2 и 4 сабвуферами K1-SB в каждой (по три с каждой стороны), четыре колонны с сабвуферами KS28 по бокам чаши, а также две колонны с 10 элементами K2 и одну колонну с 8 сабвуферами KS28 в конце поля. Все дополнительные громкоговорители были подключены к контроллерам-усилителям LA12X, а штатные – к LA8.
В FOH использовались две цифровые микшерные консоли DiGiCo Quantum338, куда сигналы поступали со сцены. Для мониторного микширования на площадке задействовали консоль DiGiCo SD5. Распределения аудиосигналов по Dante осуществлялось с помощью интерфейсов Focusrite RedNet D16R. От них же сигналы по AES поступали к усилителям. Для выступления Рианны ATK Audiotek подготовили беспроводную микрофонную систему Sennheiser Digital 6000 с изготовленным на заказ хромированным ручным передатчиком SKM 6000, снабженным динамическим кардиоидным микрофонным капсюлем MD 9235.
Другие артисты выступали с системой Shure Axient Digital, включавшей четыре приемника AD4Q, один менеджер частот AD600 и набор различных передатчиков. Шерил Ли Ральф использовала ручной передатчик ADX2 с конденсаторным микрофонным капсюлем Shure KSM9, а Babyface – ручной передатчик ADX2FD для голоса и поясной передатчик ADX1 для гитары. Дополнили комплект передатчики ADX2 с капсюлями SM58.
Судьи получили два поясных передатчика ADX1 с миниатюрными всенаправленными петличными микрофонами TL47 (TwinPlex), работающие вместе в режиме частотного разнесения. Для управления всеми задействованными на площадке приемниками и передатчиками была задействована точка доступа AD610, которая с помощью фирменной технологии ShowLink обеспечивает соединение с необходимыми компонентами системы.
Помимо артистов, Shure Axient Digital использовали репортеры телеканала FOX (ручные передатчики ADX2 и ADX2FD, поясные передатчики AD1), сотрудники сети платного телевидения NFL Network (14 передатчиков ADX2FD), а также ведущие и победители врученной в рамках события премии NFL Honors Awards (ручные передатчики AD1 и поясные передатчики AD2). Довершила список примененного оборудования система персонального ушного мониторинга Shure PSM 1000. С ее помощью восемь различных миксов транслировались на 35 приемников, 21 из которых получили танцоры на сцене и воздушных платформах.
Отзыв интегратора
Комментирует Дэйв Натале, FOH-звукорежиссер Рианны:
«Это была гигантская аудиосистема, созданная из лучших технологий и собранная людьми, которые действительно знают, что они делают. Она звучала великолепно на всех зрительских местах, от люксов до самых дальних рядов. И это несмотря на сложную ситуацию с такелажем, значительно ограничившую возможности для размещения линейных массивов. Комбинация суб-кластеров из восьми сабвуферов KS28 в каждой конечной зоне, четырех K1-SB в каждой колонне боковой линии, двух колонн KS28 и восьми вспомогательных сабвуферов помогла добиться очень мощного и насыщенного низкими частотами звука, который никого не оставил равнодушным».