Исходные данные
Иммерсивные аудиосистемы сегодня все чаще применяются для озвучивания театров, лекториев, площадок для выступлений и даже культовых сооружений. Отличным пример здесь может стать Пресвитерианская церковь деревенского сообщества Калифорнии, которая провела в этом году модернизацию своего технического оснащения, выбрав именно этот тип системы звукоусиления. Она с 1956 года собирает прихожан Ранчо Санта-Фе в округе Сан-Диего, США, и активно использует в своих мероприятиях пение и музыку. Каждое воскресенье в зале на 300 мест проводятся традиционные и современные службы. Помимо них, в церкви проходят выступления музыкальных коллективов классической и джазовой музыки, хоровых коллективов численностью до 150 человек и иногда полноценного симфонического оркестра.
Используемая в зале до модернизации система звукоусиления обеспечивала неравномерное покрытие, поэтому у ряда пожилых людей, имеющих проблемы со слухом, возникали сложности с тем, чтобы отчетливо услышать голоса выступающих священнослужителей, при этом входящие в состав системы громкоговорители, расположенные на видных местах, не очень хорошо вписывались в общий вид пространства. Изучив предложения на рынке и ознакомившись с опытом коллег, руководство церкви приняло решение перейти на иммерсивную аудиосистему. Для реализации проекта по оборудованию объекта был привлечен интегратор Sound Image.
Реализация проекта
Добиться одинаково высокой разборчивости звука в любой точке помещения помогла установленная в зале система d&b Soundscape, в состав которой вошли пять основных громкоговорителей 12S-D, два громкоговорителя 44S, используемые в качестве аут-филлов, два громкоговорителя 44S для фронтальных каналов, два громкоговорителя 16C для сценических каналов, два сабвуфера 27S, три усилителя 30D, бридж DS10 Dante для подключения к сети Dante и DSP-процессор DS100 с функцией объектно-ориентированного микширования En-Scene (произвольное размещение в трехмерном аудиопространстве до 64 различных звуковых объектов).
Несмотря на то, что иммерсивная система включает большее количество громкоговорителей, чем классическая стереофоническая, сами они выполнены в корпусах меньшего размера, что повышает гибкость выбора точек монтажа. Дополнительно к этому громкоговорители были покрашены в цвет RAL, подходящий по тону к потолку, и незаметно размещены на балках. Всю проводку интегратор проложил над балками, чтобы ни один провод не попадал в поле зрения. В FOH установили цифровую микшерную консоль Yamaha QL5 и соединили ее по Dante с Soundscape. В микшер приходят сигналы от беспроводной микрофонной системы Shure UXL-D и проводных микрофонов DPA 4098 и 4099, применяемых для усиления голосов хора.
Для построения системы видеоотображения в зале были применены проекторы Digital Projection E-Vision 4K с яркостью 11 000 люмен и экраны Strong/MDI. Захват видео осуществляют PTZ-камеры Panasonic AW-UE150 с разрешением 4K, сигналы с которых поступают в видеомикшер Blackmagic Design ATEM 4 M/E 4K, а затем отправляются в студию видеопроизводства, организованную во время пандемии для проведения прямых трансляций служб и активно используемую по сей день. В студии предусмотрены рекордеры Blackmagic, дисплеи Samsung, презентационная система ProPresenter, мониторы Dynaudio и контроллер Panasonic AW-RP60 для удаленного управления имеющимися в зале PTZ-камерами. Как запись, так и стриминг могут вестись в разрешении 4K.
Модернизированная система освещения получила полноцветные RGB-приборы ETC ColorSource PAR и Spot, заменившие белые светильники, консоль ETC ColorSource 20 DMX и систему ETC Paradigm. Для управления развернутой AV-инфраструктурой Sound Image задействовал систему автоматизации Q-SYS Control с наглядным пользовательским интерфейсом, выведенным на экран тач-панели. В нем можно без каких-либо специализированных знаний включать и выключать микрофоны, контролировать работу проекторов и выполнять другие схожие задачи.
Отзыв интегратора
Комментирует Джейк Хенриксен, консультант по дизайну и менеджер по работе с клиентами Sound Image:
«Голоса выступающих в церкви священнослужителей – это то, что люди приходят услышать в первую очередь. Если в помещении есть эхо, длительная реверберация и другие акустические проблемы, то сообщение оратора теряется. Чтобы избежать этого, необходимо обеспечить равномерное покрытие и высокую разборчивость речи. Наилучшим решением, позволяющим в идентичном виде донести аудиосообщение до всех слушателей, является иммерсивная аудиосистема. Одной из главных сложностей, с которыми мы столкнулись при реализации проекта, стало нежелание руководства вносить какие-либо эстетические изменения в интерьер. Они не хотели устанавливать большие линейные массивы, и им не нравились уже имеющиеся громкоговорители. Одним словом, клиент хотел получить качественный звук из, можно сказать, невидимой аудиосистемы».