Исходные данные
В конце феврале в Копенгагене, Дания, для посетителей после модернизации открылся Østre Gasværk Teater, который из классического театра превратился в современное иммерсивное пространство, где иммерсивная проекция органично сочетается с иммерсивным звуком. Разрабатывавший концепцию художественный руководитель и креативный продюсер площадки Сорен Моллер даже придумал для проекта термин TheatreMax (по аналогии с кинотеатрами iMAX), тем самым подразумевая расширенные возможности для повествования. Воплощение идеи в жизнь было поручено интеграционной и консалтинговой компании Stouenborg, отвечавшей за реализацию системы видеоотображения и распределения сигналов, а также интегратору и дистрибутору Alfa Audio, занимавшемуся проектированием, установкой и настройкой системы звукоусиления.
Østre Gasværk Teater был открыт в 1979 году в здании бывшего газгольдера «Восточного газового завода» и имеет 812 посадочных мест. Круглое помещение с кирпичными стенами и изогнутым деревянным потолком является сложным с акустической точки зрения, поэтому использовавшиеся здесь прежде линейные массивы не всегда справлялись со своей задачей. Наложение отраженного звука на излучаемый нередко приводило к существенному снижению разборчивости, а сами подвешенные к потолку колонны портили уникальный архитектурный вид пространства, являющийся его ключевой особенностью. Первоначально руководство объекта хотело решить проблемы со звуком, но в дальнейшем было принято решение более кардинально трансформировать площадку в единое иммерсивное пространство.
Реализация проекта
Перед началом установки системы звукоусиления компания Alfa Audio покрыла ряд поверхностей в зале звукопоглащающими матриалами KulturHåndværket суммарной площадью 1200 м2, тем самым существенно снизив время реверберации. После этого была развернута иммерсивная объектно-ориентированная звуковая система d&b Soundscape с программными инструментами En-Scene (позиционирование в 360-градусном звуковом пространстве до 64 различных звуковых объектов) и En-Space (эмуляция референсных акустических характеристик концертных помещений). В ее состав вошли два матричных процессора DS100, два усилителя D80, девять 40D, восемь 10D, восемь 5D и комплект громкоговорителей: 23 элемента линейного массива AL90, объединенные в девять колонн и подвешенные на ферме в центральной части зала, три сабвуфера SL-Subs, подвешенные за ними, 15 акустических систем 44S, используемые в качестве фронт-филлов, 12 систем Yi10P для задержек, 32 систем 8S, встроенных в потолок, 16 систем Yi10P для каналов объемного звука и шесть сабвуферов 21S-Sub под сиденьями для создания звуковых эффектов.
Каждый канал усилителя снабжен выделенным DSP для обработки сигналов, поступающих на громкоговорители. Распределение аудиосигналов осуществляется в цифровом виде по сети через управляемые коммутаторы Luminex 30i. В FOH предусмотрен новый микшер Digico Quantum 7T, оптимизированный для работы с иммерсивным звуком. Дополнительно к этому в зале есть система трекинга TTA Stagetracker II RF, которая определяет местоположение всех присутствующих на сцене и отправляет соответствующие данные в Soundscape, где производится сопоставление визуального образа со звуковым, после чего зрители слышат звук, приходящий из тех же точек пространства, где находятся актеры и музыканты.
Основой системы видеоотображения обновленного театра стала проекция с применением видеомэппинга. При помощи 25 лазерных моделей Panasonic PT-RZ120 компания Stouenborg построила панорамное цифровое полотно, покрывающее стены и часть куполообразного потолка зала, на котором может демонстрироваться иммерсивный контент с разрешением 11K. Это позволило не только расширить набор доступных режиссерам художественных инструментов, но и производить практически моментальную смену декораций путем запуска нового видеоряда. Контент в инсталляции воспроизводят два медиасервера disguise d3 4x4pro с четырьмя 4K-выходами. Видеопотоки с каждого из этих выходов поступают на сплиттеры Vivolink HDMI и через оптоволоконную систему распределения сигналов на основе передатчиков Lightware HDMI20-OPTJ-TX90 и приемников HDMI20-OPTJ-RX90 отправляются на четыре проектора.
Для определения оптимальных точек установки проекционного оборудования в программном обеспечении BIM была создана IFC-модель, а затем специалисты Stouenborg в виртуальной реальности выбрали нужные места таким образом, чтобы световой поток каждого из 25 устройств не попадал на осветительные приборы, компоненты системы звукоусиления и ряд элементов сцены. В ряде точек потребовалось размещение проекторов под углом 45 градусов. А так как на рынке не нашлось кронштейна с подходящими характеристиками, то интегратору пришлось спроектировать его и изготовить под задачу. Еще одной сложностью, которая возникла в процессе реализации, стал шум от работы техники. 25 проекторов яркостью 12 000 люмен каждый при эксплуатации на полной мощности создавали нежелательный для театра звуковой фон. Для решения этой проблемы Stouenborg создала камтомные черные кожухи с дополнительной системой вентиляции, что позволило не только снизить уровень шума, но и сделать оборудование более неприметным.