Исходные данные
11 февраля в городе Хилверсюм, Нидерланды, состоялось открытие обновленного Media Museum of Sound & Vision. Его владельцем является Netherlands Institute for Sound and Vision – второй по величине медиаархив в мире, в котором хранится около 70% голландского аудиовизуального наследия. Он находится на территории бизнес-парка Media Park, где расположены крупные вещательные компании и штаб-квартира национальной системы общественного вещания, и предлагает посетителям в интерактивном формате пережить свою личную медиаисторию.
Первоначально музей появился в 2005 году, но с тех пор медиа и способы взаимодействия с ними существенно изменились. Чтобы сделать его в полной мере отражающим современные тенденции постоянно трансформирующейся медиакультуры, в 2017 году институт запустил процесс обновления площадки. Для этого были задействованы передовые аудиовизуальные технологии и различные интерактивные инструменты, а для разработки и реализации проекта привлечена большая команда специалистов. За общую концепцию музея отвечала компания XPEX, за дизайн пространства и проектирование AV-систем – Tinker Imagineers, за освещение – ACTLD, за создание экспонатов – Bruns, за программное обеспечение для экспонатов – Kiss the Frog, за систему управления AV-инфраструктурой и освещением – SemMika, за поставку и установку светового и AV-оборудования – BeamSystems и Ata Tech. Консультантом по акустике выступила Geluidburo.
Реализация проекта
Netherlands Institute for Sound and Vision поставил перед командой исполнителей нестандартную задачу – создать музей о медиа без экранов. Согласно предложенной концепции, необходимо было избегать всего, что очевидно выглядит, как классический экран, поэтому еще на этапе проектирования Tinker Imagineers попробовала несколько вариантов альтернативных средств отображения – голографическую проекцию, многослойный прозрачный OLED-дисплей, позволяющий физически разделять слои, и ряд других, но полученные результаты по различным причинам не подходили под задачу. В итоге было принято решение сделать ставку на интерактивность, реализовав множество инсталляций, каждая из которых отличалась бы подходом к взаимодействию с посетителями.
Музей разделен на пять зон: «Делиться», «Информировать», «Продавать», «Рассказывать» и «Играть». В них предусмотрено свыше 50 интерактивных инсталляций с сотнями часов аудиовизуального контента. Объединяет их «Медиа-реактор» – 300-метровый экран, расположенный во всех пространствах одновременно и символизирующий собой непрерывный медиапоток. При входе посетители создают учетную запись через свой смартфон, фотографируются и регистрируются в системе распознавания лиц, чтобы экспонаты могли моментально их узнавать. Указав свой возраст, место рождения и интересы, в дальнейшем гости получают релевантный контент, подбираемый системой индивидуально для каждого человека. Помимо персонального опыта, доступен и коллективный. Посетители, пришедшие группой, могут объединить свои профили, а также воспользоваться интерактивными инсталляциями, подразумевающими взаимодействие нескольких человек. Для сохранения конфиденциальности вся собранная о пользователях информация в конце дня автоматически удаляется.
Для реализации «Медиа-реактора» были применены не стандартные LED-дисплеи, использование которых было бы здесь проще и очевиднее, а индивидуально управляемые светодиодные ленты, покрытые рамкой с натянутой на нее тканью. Чтобы избежать прямой аналогии с экраном, выводимый на них контент растягивается, частично попадая на другие средства отображения. Дополняют это скрытые в запотолочном пространстве проекторы Canon и Optoma, формирующие на покрывающей ленты ткани еще один слой изображения. Контент в инсталляции воспроизводит медиасервер Disguise VX2, комбинирующий архивные материалы с тем, что посетители создают в различных зонах в течение дня. «Медиа-реактор» был построен и испытан специалистами Ata Tech за пределами площадки, но так как он состоял из нескольких частей размером 5 x 2 метра, которые не проходили в двери, то пришлось на лебедках спускать их через люк в крыше.
Из других интересных инсталляций в Media Museum of Sound & Vision можно найти интерактивный LED-пол для видеоигр с габаритами 7,5 х 7,5 м, игровое поле, где гостям предлагается встретиться с супергероем и ответить на его вопросы, «язык кодов», в которой два человека, сидящих за столом друг напротив друга, обмениваются сообщениями, используя только смайлы либо ограниченные возможности привычных сервисов (например, пост Twitter с максимальным количеством символов, не превышающим 140) и круглый стол, где собираются случайные посетители, находят общие интересы группы и играют в тематическую викторину.
Большинство интерактивных материалов запускается в музее при помощи мини-ПК Dell Precision и сенсорных дисплеев iiyama. В состав системы звукоусиления площадки входят компактные линейные массивы и потолочные громкоговорители K-Array и Meyer Sound. На их базе около каждого из экспонатов была создана небольшая зона прослушивания, звук из которой практически не слышен окружающим, находящимся на удалении нескольких метров. Для централизованного воспроизведения и обработки аудиосигналов предусмотрена система QSC Q-SYS Core DSP, способная распределять звук по всему объекту.
Общий список установленного на объекте оборудования включает:
Аудио
- Громкоговорители K-Array Tornado KT2, Viper KV25, Meyer Sound Ultra X-23, UP-4Slim, USW-210P;
- Усилители ART Headamp 4, K-Array GA201;
- Система распределения аудиосигналов на базе QSC Q-SYS Core DSP и сетевых конечных точек Axon A8Mio.
Видео
- Камеры AVer CAM340+ и Blackmagic Pocket Cinema Camera 4K;
- Дисплеи Philips 43BDL4510D, 55BDL4510D, 65BDL4510D, 75BDL4510D и 86BDL4550D;
- Сенсорные дисплеи iiyama ProLite LE3240S-B2, LH4342UHS-B1, LH5542UHS-B1 и LH6542UHS-B1;
- Проекторы Canon WUX6600Z, WUX7000Z, Epson EV-115, Optoma ML1050ST, ZH403, ZK1050, ZK750 и ZU660e;
- Медиаплееры BrightSign HD1024;
- Медиасерверы Disguise VX2;
- Коммутаторы Atem Mini Pro;
- Контроллеры видеостены Datapath Fx4/H;
- Видеопроцессоры Datavideo KMU100 и Lightware HDMI-TPS-TX97.
Автоматизация
- Система управления на базе процессоров Crestron CP4 и тач-панелей TSW-1070-B-S и TSW-770-B-S.
Отзыв интегратора
Комментирует Рутгер ван Дейк, консультант по аудиовизуальным технологиям в SemMika:
«Клиент хотел, чтобы музейное пространство было максимально гибким и могло адаптироваться под каждого отдельного посетителя. Его не привлекала концепция обычной выставки с мультимедийной экспозицией, при помощи изображения и звука раскрывающая заданную тему, он хотел, чтобы медиа окружали гостей со всех сторон, делая их непосредственными участниками происходящего. Например, если вы участвуете в интерактивной инсталляции или производите запись, то должны сразу же видеть, как готовый результат воспроизводится на присутствующих вокруг средствах массовой информации. Строительство «Медиа-реактора» не входило в наши первоначальные планы, но на определенном этапе мы поняли, что требуется что-то, что объединило бы все пять зон, и это отлично сработало».