Владимир Иванов из компании Leyard так исчерпывающе рассказывает о LED-технологии, что кажется, будто это не интервью вовсе, а образовательный курс в университете. Вот тебе рассказ об истории технологии, вот о нынешнем положении дел, вот о нюансах производства, а вот о рынках сбыта. И (сюрприз!) Россия в последнем вопросе, кажется, впереди планеты всей. Впрочем, это все сюрпризы, которые ждали нас в этой беседе. Делимся ими с вами.
-Часто ставят вопрос так: «кто кого, LED vs LCD», а какая технология появилась раньше остается за скобками.
Раньше были разработаны светодиодные технологии, просто сами LED-экраны были чуть-чуть другие, с большими лампочками. Главное их преимущество изначально было в том, что они работали в широком температурном диапазоне и давали яркую, насыщенную цветную картинку. С уменьшением размеров светодиода применение LED-решений не то, чтобы изменилось и расширилось, но вообще шагнуло в сферы, в которых прежде и не помышляли об использовании многоцветных информационных экранов. Например, промышленность. Если раньше использовать экраны там было сложно из-за ограничений по температуре и влажности, то сегодня светодиодные решения легко позволяют это делать. Например, раньше в транспорте активно использовались электролюминесцентные экраны – простая зеленая картинка давала хорошее контрастное изображение, видимое при любом освещении, и сам экран мог работать в довольно широком температурном диапазоне. ЖК экран не может его полностью заменить, а вот светодиодный – может. Промышленный транспорт с каждым днем все более автоматизируется и требует отображения большого количества различных параметров работы систем транспортного средства. Конечно, хорошо бы это делать на нормальном полноцветном экране с высоким разрешением.
У Leyard, например, есть неизвестный широкому рынку продукт – специальные светодиодные экраны высокого разрешения для ходовых судов. Понятно, что капитанская рубка далеко не всегда помещение с кондиционером и прочими, как на круизных лайнерах, удобствами. Чаще – это открытая всем ветрам, морозам, солнцу, соленому морю рубка, где требуется устройство, способное работать в широком температурном и влажностном диапазоне. При этом ни у кого нет возможности создавать там какие-то специальные условия освещенности, то есть изображение должно быть яркое, контрастное, цветное, высокого разрешения. Пожалуйста, светодиод решает все эти вопросы, и он значительно более толерантен к условиям эксплуатации, одновременно выдавая высокое качество изображения.
- А что дало толчок развитию индустрии в целом?
Пожалуй, Digital Signage. Я бы сказал, что благодаря огромным затратам этой отрасли на приобретение экранов, у светодиодного рынка появились деньги на новые разработки. И это вливание позволило ведущим производителям, изготавливающим экраны, изготавливающим светодиоды, а также производителям, выращивающим светодиоды (последних вообще единицы на рынке) сосредоточиться на развитии технологии. Сегодня производственная цепочка выглядит примерно так: например, одна из компаний, которая выращивает светодиоды, – это Epistar. Далее из их светодиодов делают сборки Dongshan или Nation Star, и уже затем Leyard и прочие компании первого уровня изготавливают сами светодиодные экраны. Сегодня таким производителем становится и сам Leyad: у нас совместное предприятие, и мы с Epistar будем производить экраны с нулевого цикла. То есть, на одном и том же заводе будут выращены светодиоды, собраны в платы и изготовлены сами экраны. Это позволит исключить множественные потери на контроле качества, оптимизировать производство и выдавать экраны с микрошагом – размерностью меньше ста микрон для экранов ультравысокого разрешения. Конечно, это не значит, что мы каким-то образом монополизируем рынок. Многие крупные игроки делают ставку на такой путь развития.
- Это хорошо для индустрии?
Однозначно, да. Я даже сейчас не собираюсь оперировать громкими словами вроде того, что сохранение конкуренции – залог прогресса и прочее. Хорошо для индустрии то, что ее лидеры вкладывают инвестиции в рынок, несмотря ни на что. Это означает, что в скором времени потребитель получит новую продукцию, более высокого класса. И если мы говорим не о переговорной комнате, где светодиодный экран является конечным продуктом, а о том же судне или центре управления, то там современные технологии, светодиодные в том числе, позволяют добиться лучшей управляемости или являются частью цепочки производства и поставок какой-то продукции. Поэтому их усовершенствование повлечет за собой достижение какого-то более совершенного конечного результата.
- Вы уже начали говорить о сферах применения LED-экранов. Давайте попробуем развить эту тему.
Я бы назвал 4 сектора. Самый распространенный – корпоративный, и на нем наиболее востребован мелкий шаг пикселя – от 0,9 до 1,8 мм. Экран вешается почти на стену при помощи конструкции с небольшой глубиной. Ключевая задача здесь – создать экран нужного размера с нужным разрешением, и она легко решается.
Следующий сегмент – диспетчерские. Сюда требуются экраны, предназначенные для круглосуточной работы и длительного времени взаимодействия с ними, что несколько сужает выбор: для этой сферы подойдут только те экраны, которые отдают меньше тепла при более высокой яркости. У подобных решений обязательно должен быть сертификат так называемого «голубого глаза», поэтому ассортимент доступных разрешений также не слишком велик. Вне зависимости от размеров экрана, для диспетчерской я не стал бы советовать шаг пикселя больше 1,5. Наиболее рекомендуемый размер – 1,2 миллиметра. Почему? Потому что 0,9 – еще очень дорого, а 1,2 – нормально по деньгам и отлично по качеству. С обычной для диспетчеров дистанции просмотра в 3 - 4 метра изображение будет максимально однородным.
Далее идет сектор – Digital Signage, где, как правило, применяются большие экраны, но редко требуется разрешение выше Full HD. В этой сфере как нигде более популярны модели разных форм: вытянутые, длинные, лесенкой – много всего. Традиционный шаг для Digital Signage экранов, устанавливаемых в помещениях, сейчас составляет примерно 4 мм. У кого есть деньги, берут 2,5 – 1,9 мм. И все же наибольшим спросом в последние 2 года пользовались именно решения с шагом 4 мм, как наиболее оптимальные по стоимости и достаточные для создания приемлемой картинки. Здесь тонкость в том, что люди не то, что на пиксели – они даже на картинку не смотрят: на них воздействуют образами, мерцаниями, какими-то крупными надписями. Так что зрителям не требуется больше 2 секунд, чтобы ухватить суть послания.
Четвертый сегмент, который имеет смысл упомянуть несмотря на то, что мы говорим об аудиовизуальных решениях, – это телевидение. Сегодня это один из крупных, хотя и централизованных заказчиков светодиодных экранов. Мы видим, что во всех программах дикторы работают напротив каких-то экранов, больших или маленьких, и светодиодная технология очень широко применяется либо для отображения фонового изображения, либо для информации первого уровня – тогда экраны находятся непосредственно рядом с диктором. LED очень здорово заменили собой технологию хромакей. Технологически оказалось, что установить сзади диктора светодиодный экран, на котором сразу демонстрируется нужная картинка, гораздо проще, интереснее. В телевизионных студиях, как правило, используется шаг пикселя 1,5 мм. Здесь важно, чтобы экран имел хорошие настройки работы светодиодов: он должен быть совместим с существующими светодиодными или ЖК-экранами, чтобы при съемках единым планом не было разнобоя по цветам. Я могу привести такой пример: недавно один из наших партнеров завершил монтаж телевизионной студии, для которой светодиодные экраны собирались примерно в течение 4 лет. Они постепенно докупали, и наконец состоялась завершающая поставка, но, поскольку все это внутри одной студии, было важно, чтобы экраны по цветовой палитре совмещались со всеми, установленными ранее. Мне прислали видео, на котором камера бежит по кругу, и на всех экранах одинаковая картина. То есть, все экраны разных годов поставки, разных моделей, только бренд один и тот же – Leyard, но вот камера бежит по кругу, и вы не видите разницы.
- А как же рынок прокатных решений – там разве не востребованы LED-решения?
Это отдельная епархия, свой рынок, со своими игроками и требованиями. Одно из них – скорость сборки. Буквально недавно я общался с нашим заказчиком, он рассказал, что люди, которые впервые в жизни столкнулись со светодиодными экранами, смогли собрать 15 м2 за 3 часа. Это очень мало, почти нисколько с точки зрения трудозатрат. Экраны для аренды имеют очень маленький вес – он вдвое меньше, чем у любой другой модели, – у них очень простые замки, механически встроенная система выравнивания кабинетов относительно друг друга и очень высокая точность изготовления самих кабинетов – собранный экран даже не требует дополнительной юстировки. Вы просто собираете экран и сразу получаете качественную картинку.
Ну и раз мы об этом заговорили, добавлю тогда, что огромнейшим рынком, новым для светодиодной продукции является кинотеатральный. Мы привыкли, что он занят проекторами, которые действительно создают непревзойденные по качеству изображения, и лично моя точка зрения, что ничего лучшего проекторов пока нет: это самое комфортное для длительного просмотра устройство, но светодиоды и в эту отрасль шагнули, причем достаточно мощно. Возможности светодиода позволяют создать мягкое, комфортное для глаз изображение. Кинотеатральные светодиодные экраны уже есть у ряда производителей, у Leyard в том числе. Эти экраны позволяют передавать яркую, насыщенную картинку, и кино можно смотреть в незатемненном помещении. При необходимости можно создавать более высокое разрешение, и, хотя выше, чем в 4К кино сейчас не снимают, большой экран с заданным шагом все равно будет превышать это разрешение.
Для одного из больших брендов, который продает экраны под своим именем, Leyard делает продукцию, и мы добились в ней очень широкого диапазона яркости и цветовой гаммы, что обеспечивает динамичное отображение информации. То есть, как бы быстро ни летел в кадре мячик, он никогда не размажется по экрану, изображение всегда будет четким, именно таким, каким его хотел показать режиссер.
- Где-то уже есть кинотеатры со светодиодными экранами?
Все, кто гулял летом в парках, могли наблюдать мобильные кинотеатры, построенные на светодиодных экранах. Правда, там использовались стандартные арендные экраны, из каких собирают рекламные щиты или временные инсталляции на стадионах. Они дают качественную, хорошую картинку, но это не совсем то, о чем я говорил. А вот специализированные кинотеатральные экраны только-только стали инсталлировать. Не многие готовы покупать, как мне рассказали специалисты из отрасли. Есть некоторые нюансы, связанные с определенного рода сертификацией, с защитой интеллектуальных прав. Скажем, устройство обработки сигнала для проекторов прошли такую сертификацию, а устройства обработки сигнала для LED-экранов – еще нет. Присутствует не технологическая, а административная препона, работающая на защиту чьих-то финансовых интересов, а не на предоставление зрителю какого-то нового формата подачи изображения.
Ну не будем забывать еще вот о чем: ценник, да, чуть повыше будет, но и возможностей у кинотеатров станет значительно больше, потому что мы знаем, что при работе с проектором нужно учитывать ряд параметров: расстояние от объектива до экрана, освещение, рассадка зрителей, место, где будет стоять проектор (а он не маленький). Светодиодный экран побольше проектора будет, и устанавливать его не проще, чем проектор, но после установки у него возникает гигантское преимущество. Все сконцентрировано в одном месте. Вот он экран, вещь в себе, и он работает – совсем не то, что здесь экран, там проектор, и это, конечно, дает абсолютно новые возможности в части организации звука, освещения, расположения зрительских мест и так далее. Это некоторое будущее, и оно случится.
- Давайте поговорим о светодиодных технологиях. Их несколько, но за которой из них будущее, вам, как производителю, видно?
Сейчас рынок наполнен различного рода информацией: MicroLED, MiniLED, 4 в 1, какие-то еще технологии, и за всем этим стоит огромный пласт работы по разработке различных устройств. Leyard, допустим запустил производство и летом провел конференцию, где было объявлено, что MicroLED теперь в серийном производстве. То есть, речь идет об экранах с шагом пикселя 0,4 – 0,6 миллиметра. Это не тестовые образцы, а полноценные экраны, которые обладают большим спектром интересных для светодиодных экранов свойств. В частности, в них существенно снижено энергопотребление. Все мы знаем, что если запустить на максимальной яркости и с белым цветом ЖК-экран и LED, то энергопотребление у последнего будет в 4 раза выше, и это одна из сложностей, с которыми сталкиваются заказчики. Когда они говорят: «я хочу поставить светодиодный экран», вдруг оказывается, что подведенная к этому экрану мощность существенно превышает возможности помещения. Традиционно для внутренних и наружных, экранов максимальная потребляемая мощность составляет порядка 600-700 Вт на квадратный метр. Даже когда экран выключен, то есть на нем нет изображения, но подведено электричество, потребляемая мощность составляет 150-170 Вт на квадратный метр. С точки зрения затрат на электроэнергию, которая в России не самая дорогая, это довольно приличная величина. И вот эти 600 Вт по сравнению с ЖК, которые потребляют примерно 180 Вт на квадратный метр – довольно весомый аргумент в пользу последних. Если у вас экран размером 5 х 3 м, то вы получаете 9 кВт потребляемой мощности, и 9 кВт не потребляемой, а необходимой к подведению мощности. Часто выясняется, что в здании просто нет необходимых мощностей. Поэтому компании, которая планирует установку светодиодного экрана, нужно должна заранее продумать этот момент.
А вот у новых экранов, которые в режиме максимальной яркости все равно потребляют примерно столько же энергии, как и в в режиме ожидания, потребляемая мощность составляет уже порядка 2 Вт на квадратный метр. У них на порядок выше энерго- и теплоэффективность. При приближении к стандартному экрану пользователь почувствует тепло, а некоторые экраны с очень маленьким шагом, и вовсе будут горячие. Прислонив руку к экрану, выполненному по MicroLED технологии, вы не будете ощущать тепла, что для многих небольших помещений довольно-таки важно.
Уже сейчас в России потребитель почувствовал вкус к светодиодным экранам. Они стали почти что стандартом для оснащения переговорных комнат в проектах, где на первом месте стоит не цена, а качество и размер картинки. Прошли те времена, когда довольствовались проектором, который еле светит, и экраном, в который приходилось вглядываться, либо гасить свет, потому что иначе ничего не видно. Все хотят иметь экран, причем соответствующий размерам помещения и решаемым задачам. Кому-то все равно какое разрешение, главное, чтобы экран был нужного размера. А уж там функциями скалирования, масштабирования или использованием мультиоконного режима можно получить нужное изображение.
- Какой шаг пикселя сейчас является стандартом для экранов, предназначенных для переговорных комнат?
1,2 – 1,5 миллиметра. Вот представьте себе, размер экрана с шагом 1,2 мм составляет всего лишь порядка 5 х 2,5 м и он имеет разрешение 4К. 5 метров - это не много на самом деле. В приличной переговорной комнате, если соблюдены стандарты строительства, расстояние между колоннами 6 метров, в него 5-метровый экран великолепно вписывается, и на 4К можно показать очень много. Но даже если использовать шаг 1,5 мм и разрешение Full HD, то значение будет иметь именно размер. Скалирование позволяет уменьшить картинку в 4 раза, и если демонстрируется, скажем, какое-то видео, то вы вообще не заметите потери качества. Конечно, если там будет таблица мелким шрифтом, то как только мы ее сожмем, разборчивость пропадет. Но видео, какие-то образы, даже не очень насыщенные графики, мы прекрасно будем видеть в режиме скалирования. А уж в режиме видеоконференции на экране можно показать довольно много.
Теперь смотрите: шаг 1,5 мм достаточно популярный, и если нужно разрешение Full HD, то размер экрана будет 3 метра. С ЖК-панелями этого размера мы не получим. Использование проектора наложит дополнительные ограничения (придется следить за рассадкой, чтобы люди не перекрывали свет, ведь 3 метра – это довольно широко). Но используя LED, мы получаем 3-метровый экран с разрешением Full HD, на котором можно показать очень много: и в режиме видеоконференции, и в режиме отображения контента, и в многооконном режиме. Это отличное решение, и именно поэтому светодиодные экраны все больше набирают популярность.
- В России – или в мире вообще?
Я бы сказал, что Россия является одним из самых крупных потребителей светодиодной продукции. Я бы даже предположил, что по объему потребления российский рынок можно сравнить с общим европейским рынком. У нас есть определенные цифры, данные о том, куда, в какие страны, сколько продукции экспортируется, например, из Китая, и можно сказать, что Россия – сравнимый с Европой потребитель светодиодной продукции для корпоративного сектора.
- А что тогда происходит с ЖК? Они уходят в прошлое, или все не так драматично?
Есть, конечно, определенные ограничения, которые накладывают LCD-дисплеи. Вот, например, здесь висит ЖК-экран с диагональю 98 дюймов и разрешением 4К – привычный всем размер. Это единое большое устройство, весом 120 кг, которое не в каждый лифт войдет, и которое не по каждой лестнице можно поднять. Устанавливать его тоже не очень просто: нужно серьезно усиливать стену, либо монтировать какую-то дополнительную конструкцию. С точно такими же характеристиками LED-экран можно запросто занести в любое помещение, потому что он состоит из маленьких 27 дюймовых кабинетов. Монтировать его тоже гораздо проще: взял и повесил на любую стену, поскольку его распределенный вес будет не такой большой. То есть, экран диагональю 98 дюймов будет иметь площадь 2 м2 и вес 50 кг. ЖК-экран такого размера весит более 100 кг. Таким образом, LED и крепятся, и обслуживаются значительно легче. Но на текущий момент стоят, конечно, значительно дороже. Так что, думаю LCD еще долгое время будут использоваться, прежде всего, из-за разницы в относительной стоимости квадратного метра экрана с заданным размером пикселя. 50-дюймовый телевизор, который является двигателем производства ЖК-продукции, с разрешением 4К вы покупаете за 100 000 рублей, и я затрудняюсь представить, когда светодиодная технология сможет дойти до такой стоимости. Может быть даже никогда.
С другой стороны, мы видим, что Samsung закрыл свои заводы по производству ЖК, сосредоточившись на производстве LED, отдав лидерство этого рынка китайской ВОЕ, которая производит больше всего ЖК- продукции. И получается, что их крупных игроков на этом рынке сейчас только LG остался, да BОЕ. В портфеле Mitsubishi какие-то нишевые решения остаются, но все крупные – Barco, Planar, Samsung – пересматривают свои линейки, но все равно производить ЖК будут еще достаточно долго, потому что спрос на это будет. LCD имеют свою нишу в деньгах и в назначении.
Из этого напрямую следует вопрос, что тогда LED-индустрия делает, чтобы отбить козыри LCD? Конкретно у Leyard есть какие-то технологии, оптимизирующие затраты клиентов на LED-решения?
Это очень важный вопрос. За последние несколько месяцев, я столкнулся с неожиданными для себя вопросами со стороны тех наших партнеров, с которыми мы недавно начали работать. Они спрашивают: «а как сделать конструктив, а как выровнять экран?». И когда я им рассказываю, что внутри самих кабинетов уже заложено все необходимое для того, чтобы экран на выходе был ровный и собирался быстро, они удивляются, потому что привыкли к каким-то другим решениям, требующим от монтажников и инженеров-конструкторов множества усилий для сборки ровного экрана.
Все, что делает Leyard, направлено на создание удобного и интегратору, и монтажнику, и всем службам, которые будут в дальнейшем его эксплуатировать, решения. Не говоря уже о людях, которые будут на него смотреть. Внутри конструкций наших кабинетов заложены решения, позволяющие легко смонтировать каждый кабинет, выровнять относительно друг друга, а также выровнять модули по глубине. Причем у нас очень широкая линейка кабинетов разных форматов, предназначенных для разного использования, но имеющих равные возможности. Стандартная регулировка: оси X, Y, Z (по горизонтали, вертикали и по глубине). По вертикали и горизонтали надо отрегулировать, чтобы светодиоды были 1:1, линеечка к линеечке, без всяких щелей. А по глубине, – чтобы при углах обзора, отличных от прямого, мы не видели никаких выступающих или провальных фрагментов, мешающих восприятию изображения. В дополнение к этому, если, например, опорные поверхности не позволяют добиться идеального выравнивания кабинета по глубине, то еще что-то можно компенсировать с помощью регулировки модуля по глубине. По сути, в каждом нашем режиме заложено 4 степени свободы.
- А какие вообще варианты монтажа вы допускаете?
Каждое устройство можно поставить, повесить на стену или подвесить к потолку – других вариантов монтажа не существует. Другой вопрос, что опора может быть разной: пол может быть двигающимся, стена может быть наклонной, вогнутой, подвес может быть переменным. Экран можно поставить даже на потолок. Все наши кабинеты монтируются на любую поверхность, любым способом и имеют фронтальное или тыловое обслуживание.
Конечно, есть некоторые отличия в линейках, которые мы производим. Например, некоторые экраны, нельзя монтировать на потолок, потому что степень фиксации модуля недостаточная, чтобы гарантировать надежность крепления. Разумеется, есть различные не плоские экраны: выпуклые, вогнутые, те, из которых можно создавать цилиндры, сферы – внутренние или внешние – и так далее. Любой такой светодиодный куб, шар и так далее тоже можно подвесить, в том числе, условно, за один какой-то трос. Прямо сейчас, я знаю, идет работа над инсталляцией в виде огромной башни, которую венчает не купол, а именно сфера диаметром метров 30, где будет показываться какое-то изображение.
Еще один тип инсталляции, который тоже стоило бы упомянуть – мобильный. Вы наверняка видели на закрытии чемпионата мира по футболу в России, как на поле вышли люди со светодиодными экранами в руках. На каждом экране демонстрировалось изображение, и все они собирались воедино в огромную картинку. Это были наши экраны, и они настолько легкие, с настолько продуманной системой соединения между собой, что удалось сделать такую мобильную инсталляцию. Любой продюсер, любой режиссер шоу, может ориентироваться на то, что подобные мобильные светодиодные экраны с батарейками и беспроводной передачей сигнала находятся в серийном производстве. Можно взять и применить это в шоу. Ну и в принципе, из светодиодного экрана можно сделать все: любую поверхность, любую комбинацию поверхностей, любой рисунок. Просто важно понимать, что любое техническое решение стоит определенных денег. Не любое техническое решение со 100% гарантией может быть реализовано так, как его нарисовал дизайнер, потому что есть технологические ограничения тоже и стоит предварительно подумать: возможно, реализация будет стоить столько, что вложения себя не оправдают.
- Все соревнуются в шаге пикселя, стремясь достичь наименьших показателей, но насколько важна эта характеристика в реальных приложениях?
Соревнования в минимизации шага пикселя нет, есть просто развитие технологий. Производители двигаются в этом направлении, потому что есть спрос на экраны с небольшим размером и высоким разрешением. И нельзя сказать в данном случае: кто быстрее выйдет на рынок, тот его возьмет, нет. Во-первых, все идут плюс-минус одинаково, а во-вторых, этот рынок не настолько динамичен. Предложения появятся, а их внедрение будет идти в соответствии с потребностями заказчиков. И, надо понимать, что предложение будет довольно-таки дорогим. На массовые же рынки эти решения придут чуть позже. Это – первая часть. Вторая его часть – насколько это важно?
Ответ здесь очень простой: шаг пикселя должен выбираться с учетом того, зачем заказчику этот экран, какого он будет размера, в каком помещении будет стоять, как далеко от него будут находиться люди, какое изображение на нем будет показываться, и какой на все это заложен бюджет. То есть, мы говорим о понятном соотношении стоимости квадратного метра экрана с каким-то там заданным шагом пикселя. Все отлично знают, что есть цена и есть ценность, и понимают, чем отличаются они друг от друга. Так вот заказчик должен решить, насколько для него ценно иметь экран с нужным ему шагом пикселя по сравнению с той ценой, которую придется за это выложить. Часто бывает, что заказчик очень хочет светодиодный экран, но у него не хватает денег на решение того размера и того разрешения, которое ему нужно. В этой ситуации важно, чтобы решение о покупке принимал человек, который распоряжается деньгами, и он сказал бы «да, для тех задач, которые я буду решать с помощью этого экрана, важно хорошее разрешение, поэтому я дам на него плюс 20%, чтобы получить то, что мне нужно». Но зачастую этого не происходит, ему не задают этот вопрос, хотя светодиодный экран в проектах занимает до 70% стоимости из-за связанной с ним инфраструктуры. Для сравнения: ЖК-панель – это только 20%, а качественный проектор – условно, 30%.
- Кто же тогда принимает решение о покупке, если не человек, распоряжающийся финансами?
Я 20 лет работаю в аудио-видео интеграции, в системной интеграции и точно знаю, что заказчиком является не техническая служба, не административно-хозяйственный отдел, который часто является заказчиком строек и так далее, в чьих контрактах проходит аудиовизуальная составляющая, заказчиком является пользователь. Либо это руководитель, который знает, зачем ему нужна эта переговорная, конференц-зал и так далее, либо, например, HR-служба, в задачи которой входит обеспечение определенных рабочих процессов. Как они реализуются? Через совещание, и, таким образом, НR определяет: «значит, совещания у нас обычно проходят в таком режиме, решаются там такие-то задачи, собирается такое-то количество людей и им нужны такие-то средства автоматизации». После чего обычно ставится задача перед технической службой найти решение. Но для того, чтобы интегратор или производитель правильно подобрал то, что нужно конкретному заказчику, всегда нужно поговорить с самим пользователем, понять его нужды и чаяния. Он, этот пользователь, должен с открытыми глазами принимать решение о, например, снижении стоимости, осознавая, что, вполовину урезая расходы, он отказывается от какого-то количества функциональных возможностей. И, что гораздо важнее, если ему предлагают снижение стоимости, то лучше отказаться от технологических возможностей и реализовать их позже, чем потратить меньше денег сейчас, купив оборудование более низкого качества, и через год обнаружить, что оно не выполняет вообще никаких функций.
- Тогда давайте представим себе пользователя, который уже принял решение в пользу светодиодных экранов и у него точный список требований к нему. Как ему сделать выбор, на что надо обращать внимание?
Всегда нужно выбрать, кто тебе ближе и понятнее. Важно понимать, что мы, производители, не будем на первой линии. Мы изготовим экран надлежащего качества, передадим его в компанию, которая его привезет, установит и в последующем будет обслуживать с нашей помощью. Поэтому может оказаться, что клиент на самом деле выбирает между поставщиками. Стоит провести некоторое исследование, чтобы понять, является ли поставщик специалистом по светодиодным экранам. Выбирать среди тех, кто предложит ему оптимальную цену – немного тупиковый путь. Лучше, если поставщик берет экраны у производителя, самостоятельно их устанавливает, обслуживают и держит в штате сотрудников, которые разбираются в этом типе оборудования. Вот тогда у клиента будет хорошо работающая первая линия поддержки, хотя светодиодные экраны, будучи установленными, не сложны в эксплуатации – важно, чтобы их качественно собрали.
- Если я выбрал поставщика и теперь выбор лишь за решением – на какие характеристики мне смотреть: контрастность? Угол обзора – что?
У всех все одинаково, остальное – маркетинг. У всех светодиодных экранов углы 160 х 140 – это стандартная характеристика сборки. И вдруг кто-то пишет в характеристиках 165 х 165. С чего бы это? Как они это померили? А все очень просто: в светодиодной отрасли отсутствуют какие-либо стандарты, в том числе стандарты выдачи информации. Как, например, Leyard составляет характеристики своих продуктов? Мы четко понимаем, что есть уровень максимальной яркости при максимальном белом цвете – это один параметр. Есть так называемый «стандартный режим», который составляет что-то около 50% яркости и что-то около 40% белого цвета. А еще существуют углы обзора. А еще – наработка на отказ. Когда пишут про жизненный цикл в 75 000 или 100 000 часов, имеют в виду, что максимальная яркость светодиодов постепенно достигает 50 % деградации от начальной максимальной яркости. Это означает, что экран уже невозможно настроить по однородности цвета, по качеству выдачи картинки так, чтобы это удовлетворяло заказчика и было сравнимо с первоначальными характеристиками. Некоторые компании говорят: «а у нас 120 000 часов – прямо вот в рекламной листовке так и сказано, но где-то там глубоко в инструкции по эксплуатации, которая не выложена на сайте, обнаруживается, что эти 120 000 достигаются не в режиме работы на 50% яркости и 40 % в режиме белого, а на 30 % яркости и 25 % белого, потому что производитель считал, что его экраны предназначены для использования в диспетчерских, где больше работа в чёрных, тёмно-синих, серых цветах и всегда решение используется на низкой яркости. И что делать с этим бедному заказчику? Он думает: «экостандарты – примерно одни и те же, так что я возьму 120 000». Или те же самые углы обзора, тоже считается, что падение яркости на 50 % происходит при включенной полной яркости и работе в белом цвете, и когда человек встанет под некоторым углом к экрану, он заметит, что яркость упала. Можно и 180 градусов написать, но только это будет нечестно. Поэтому заказчику нужно работать с теми, кто давно на этом рынке, профессионально этим занимается. Как правило, все это компании первого уровня, которые занимаются не маркетингом, а разработкой и производством, в этом видя свою задачу.
- Каким видам светодиодов стоит отдать предпочтение – их ведь несколько на рынке: SMD, Chip on Board?
Долгое время LED-экраны изготавливались по технологии SMD (Surface Mounting Device). На технологическом жаргоне этот производственный процесс называется пакетированием (packaging), и есть несколько производителей, которые из отдельных светодиодов делают SMD-сборки, состоящие из трех светодиодов: красного, зеленого, голубого. Эти сборки затем припаиваются на платы из которых собираются экраны. Технология Chip on Board – это множество светодиодов, впаянных в большую плату и залитых специальным защитным составом. Отличие от SMD только в количестве светодиодов в единичной сборке. В чем недостаток Chip on Board? Такие экраны сложно поддаются калибровке. Даже выращенные на одном диске с нуля базовые светодиоды внутри этого диска светятся с разбросом порядка 30 %, и не поддаются калибровке. Если в одной сборке красный, зелёный, голубой будут иметь разные показания яркости - этот светодиод никогда нельзя будет откалибровать и с ним невозможно будет работать. Поэтому, чтобы он имел внятные параметры, мог выдать тот красный цвет, который считается красным, производится множество этапов сортировки. С технологий SMD все довольно просто: несколько светодиодных лент заправляется в SMD-машину, которая автоматически их туда впаивает, и на выходе мы получаем светодиодный модуль с известными параметрами, потому что весь процесс пакетирования и последующей пайки, контролируемый. С Chip on Board ситуация иная. До момента, пока мы не впаяем отдельно взятый светодиод в плату, мы не узнаем, как он засветится. Технология Chip on Board изначально была разработана для уличного освещения, потому что там вообще неважно понятие калибровки, однородности и так далее. Затем был уменьшен светодиод и некоторые компании взяли это на вооружение, достаточно много инвестировали в технологию, но, например, одна из крупнейших компаний, которая этим занимается, пыталась выйти на биржу и получила отрицательное заключение от финансовых структур, которые сказали, что конкретно в заявляемом бизнесе технология бесперспективна.
Так вот, Chip on Board – технология, не оправдавшая себя с точки зрения производства экранов, но есть MicroLED – по сути тоже Chip on Board, но более обслуживаемый. Такие светодиоды легче перепаять в случае чего, они более защищены, можно ставить светодиоды плотно, получая равномерную поверхность, более устойчивую к механическим внешним воздействиям. И при этом технология остается стандартным образом контролируемой по качеству свечения, то есть ее легко откалибровать. Один очень известный бренда, использующий а-ля MicroLED технологию, очень успешно проходит все показательные выступления до тех пор, пока его не просят включить однородный цвет – белый, красный, хоть какой. И тогда сразу видно, что его экран состоит из множества квадратиков, которые светятся по-разному, поэтому он старательно избегает момента, когда его могут попросить «а покажите однородную картинку».
- Теперь я буду просить всех включить однородный цвет.
И это правильно. Попросите, чтобы вам показали чистый и однородный белый цвет на яркости 30 %, 90 % и 100 %. Тогда вы увидите качество этого экрана. Базовый тест – это не вот эти красивые картинки, а чистые цвета.
- Что если у заказчика был Full HD экран, через какое-то время у него появились деньги и он захотел сделать апгрейд?
Это невозможно. Он может увеличить экран по размеру – Leyard, допустим предоставляет такую возможность. Известно, что светодиоды от партии к партии отличаются. Когда заказчик приобретает новый экран, к нему из этой же партии светодиодов обязательно выдаются запасные модули, которые имеют тот же диапазон яркости с максимально приближенной цветностью. Но у заказчика через какое-то время может возникнуть желание докупить, поставить рядом, а то и присоединить еще один экран. В этом смысле работа с известной компанией, которая производит экраны, дает свои преимущества. Длительный цикл нахождения продукта в серийном производстве означает, что клиенту смогут поставить откалиброванный под уже существующий экран дубликат. И соединив эти экраны, заказчик не будет видеть между ними разницы.
- Разве нельзя снять модули и поставить другие с другим разрешением?
Насколько это экономически выгодно? Модули составляют 90% стоимости экрана. Но, помимо этого, производитель все время вносит какие-то усовершенствования в систему управления. Если клиент через 2-3 года, захочет поставит