Из разговора с Антоном Морковниковым, менеджером по работе с заказчиками LED-решений из #NEC Display Solutions, можно составить подробный гид по выбору светодиодных экранов: как не вестись на уловки производителей, почему щедрость может быть тревожным сигналом, и каким образом гаджет в вашем кармане может стать экспертным оружием. Подробно обо всем – в нашем интервью.
- В каких проектах светодиодные экраны более актуальны, чем жидкокристаллические и проекционные?
Современные светодиодные экраны могут заменить, наверное, большинство продуктов, позволяющих выводить информацию, поэтому и сферу применения можно назвать любую. Это не просто стандартный аналог видеостены или LCD-дисплея, а различные форм-факторы. То есть, это могут быть и колонны, и какие-то креативные формы – круглые, выпуклые, вогнутые, шарообразные – и даже архитектурные решения. Но в первую очередь LED-экраны нужны там, где стоит задача показать максимально большое количество информации. Например, ситуационные центры, концертные залы, уличная реклама, медиафасады. Мы не сможем сделать из LCD или проекторов площадь отображения в 200, а то и 1000 квадратных метров, а светодиодные решения позволяют это. Более того, они масштабируются, и мы можем просто наращивать площади до каких угодно размеров. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, главным образом экраны будут более актуальны там, где нужны большие цифровые поверхности.
- Об экранах какого размера идет речь?
Диагональ самого большого LCD-дисплея сегодня составляет 98 дюймов. Конечно, можно в эту диагональ уместить светодиодный экран, но разрешение у него будет значительно меньше, чем у обычного LCD-дисплея. И это не рентабельно. По мере увеличения диагонали цена LCD-дисплея будет расти, можно сказать, в геометрической прогрессии. Поэтому, когда стоит задача вывести, изображение на дисплей диагональю 105 дюймов или 110 (такие еще есть у некоторых производителей) использовать LCD, а не LED будет совсем не рентабельно. Следовательно, когда заканчиваются физические возможности LCD-дисплея, приходит время светодиодных экранов.
Стандартный пример использования больших площадей – это видеостены. Можно взять, условно, две 55” панели, получить диагональ 110”. Это хорошее рабочее решение, но когда речь идет о дисплеях 5х5, 6х6, 7х7, то здесь на замену LCD-решениям приходит светодиодный экран.
Что касается проекционных решений, то и тут у LED есть свои плюсы. Главное преимущество проекторов – это площадь засветки. Мы можем взять проектор в 20 или 30 тысяч люмен, но в зависимости от яркости помещений и площади засветки характеристики изображения будут очень сильно меняться. Светодиодные решения могут покрыть те же самые площади, но без ущерба для яркости. Она останется фиксированной. Есть и еще один нюанс. При проецировании на большую площадь проектора нужно стекировать, и не всегда все корректно работает, не говоря о расходах на дополнительные единицы проекторов. В этом вопросе LED тоже выиграет у проекционных решений в соотношении качества/цена.
Ну и, чтобы закрыть тему преимуществ, вот еще о чем хотел бы упомянуть: главное отличие LED от LCD-видеостен – это калибровка. Когда дисплеи работают очень долго, или на максимальной яркости – у некоторых из них (в особенности, на VA-матрицах) расходится баланс белого. То есть визуально заметно, что один дисплей, немного отличается по цветопередаче от другого. Со светодиодными решениями такие проблемы не возникнут никогда. То есть там вообще отсутствуют такие понятия как «поехали цвета», или «баланс белого». Поэтому если речь идет о какой-нибудь референсной инсталляции, которую видит много людей, и это, условно говоря, «витрина» компании, такие технические огрехи, конечно, совершенно недопустимы. Они влекут за собой репутационные потери, которых LED-решения позволят избежать.
- В таком случае, какие рынки сегодня активнее всего покупают LED-решения?
Самый крупный потребитель светодиодных экранов, особенно уличных, это рынок рекламы. Вторая основная сфера – диспетчерские. Лет шесть-семь тому назад трендом для диспетчерских были видеокубы. И когда уже прошел некий моральный срок жизни этих решений, многие заказчики поняли, что, поменяв видеокубы на стандартную LCD-видеостену, они, по сути, получат то же самое решение. Может быть, чуть дешевле, но суть одна и та же. И вот сейчас я вижу тренд на использование светодиодных решений именно в ситуационных центрах.
Конечно, ситуация с коронавирусом скорректировала реальность, и многие стали работать удаленно. Встал вопрос о коммуникации, и если с программными продуктами все более или менее понятно, то с визуальным охватом большого числа людей стали возникать вопросы. Как собрать всю команду воедино, чтобы общаться по ВКС? Нужны экраны. Иногда диагоналей стандартных экранов для этих целей не хватает, и многие корпоративные заказчики стали ставить светодиодные экраны большей площади, чтобы охватить как можно больше народу. Такое решение нужно, если требуется подключить 20, 30, 40 пользователей одновременно, скажем, во время селекторного совещания. Очевидно, что такое количество людей на небольшом экране, не уместится. Видеостена же не подходит из-за стыка.
Еще из числа активных потребителей я бы отметил ритейл. Дисплеями в любом магазине сегодня никого не удивишь, но там всегда нужно что-то более яркое, эффективное. У LCD-дисплеев есть ограничение по количеству цветов – 10 бит, в принципе, стандартный показатель, а светодионые решения, в зависимости от модели, могут до 42 бит разгоняться. То есть цветов в четыре раза больше, соответственно, картинка ярче, насыщеннее и привлекательнее для клиентов.
И я бы отметил еще такую специфику, связанную с NEC: у нас активно растет число поставок в образовательные учреждения. Раньше там использовались проекторы, как довольно недорогое решение, но сейчас многие университеты переходят на LED. Именно высшие учебные заведения, не школы, я подчеркну. И тут отказ от бюджетных проекционных технологий может быть связан со стоимостью владения светодиодным решением. Экран нужно будет поменять минимум лет через 10, за это же время придется сменить минимум 5 ламп на каждом проекторе. Таким образом, сравнивая капитальные и операционные затраты, получается, что, начиная с 3-5-летнего срока эксплуатации, светодиодный экран всегда будет вести по очкам у LCD или проекторов.
Большой интерес к светодиодным решениям мы наблюдаем у аэропортов и транспортной отрасли в целом. Конечно, ситуация с карантином наложила на них некоторые ограничения. Но мы надеемся, что скоро они смогут вернуться к прежним планам по развитию бизнеса.
- Сегодня все соревнуются в снижении шага пикселя. Насколько в действительности важна эта характеристика?
Шаг пикселя – это, в первую очередь, разрешение экрана: чем оно меньше, тем больше информации можно на него вывести. У стандартного Full HD LCD-дисплея шаг пикселя 0,63 х 0,63. Когда производители светодиодных экранов дойдут до шага 0,63, можно будет спокойно использовать LED-дисплеи любых размеров: 55”, 49”, 43” и так далее. Но чем ниже шаг, тем экран дороже. Сравнивая шаг в 1,2 мм, 0,9 или 0,7, можно увидеть, что ценник растет уже не в геометрической прогрессии, а по экспоненте. При этом за последние 5 лет решения с шагом 1,2 мм подешевели, наверное, в 4-5 раз. Поэтому вполне возможно, в каком-то обозримом будущем стоимость LED-дисплеев и LCD с одинаковым шагом станет сопоставима.
В наших проектах всегда в приоритете шаг 1,2 мм и меньше – 3,1 или 3,8 не интересны никому. Тут простая арифметика: чтобы сделать из шага 3,1 изображение Full HD, надо поставить экран, сопоставимый по размеру с LCD 330” – это порядка 7х4 метра, то есть огромный экран. Если абсолютно такой же экран с таким же разрешением делаем на шаге 1,2 мм – это уже будет 110”, а если речь о разрешении 4К и шаге пикселя 0,95 мм – это уже будет 165”. То есть вы видите, что экран уменьшился в четыре-пять раз по габаритам. А для заказчиков часто критическим важным параметром является место и площадь, на которую они вешают экран.
- Какие светодиоды вы применяете в своих дисплеях? SMD, Chip On Board или какие-то другие?
Chip On Board – это, по сути, те же самые SMD чипы, но они управляются по отдельности. Эта технология очень дорогая. Человеку в принципе без разницы, на что он смотрит, потому что пиксели он все равно не увидит ни в том, ни в другом случае, а сама технология стоит в разы дороже. Поэтому, на мой взгляд, Chip On Board не приживется на рынке – разве что через очень много лет. И второй, кроме стоимости, минус технологии состоит в том, что поверхность экрана, созданного на этой технологии, глянцевая. Ощущение, что экран заламинирован, и это не всегда удобно: например, в большом ярком помещении такой экран будет бликовать. Я знаю, что многие производители, внедрив эту технологию, стали от нее отказываться в пользу SMD чипов. У последних есть ограничение по размеру, самый маленький среди них размером 0,8 х 0,8 мм, поэтому шаг 0,7-0,8 мм на этой технологии не реализуется априори. Тут используется уже другая технология – AMD, кластер из четыре SMD чипов в одном. Еще есть технология DIP, где три автономные лампочки стоят в одном чипе и к каждому цвету отдельно подводятся контакты. Но эта технология сейчас уже признана устаревшей и используется по большей части в медиафасадах или больших уличных экранах. Что касается NEC, то у нас есть экраны с шагом 0,95 мм, который реализован на базе технологии AMD.
- Название технологий, количестве диодов на одной плате и прочее, действительно, ни о чем заказчику не говорят. Он смотрит на экран и хочет видеть там отличную картинку. Как ему помочь с выбором? На какие характеристики стоит обратить внимание?
На мой взгляд, в первую очередь, надо смотреть на показатели контрастности. Потому что именно они делают черное черным, а белое белым. Эта характеристика особенно важна при статическом контенте. При динамическом тоже, просто там это менее заметно глазу, и очень многие производители здесь лукавят, поскольку этот параметр очень сложно проверить. Например, у одного вендора в характеристиках может быть заявлено 6000 кандел, при этом на его экране черный цвет будет отображаться коричневым, а белый – серым. Другой вендор указывает 5000 кандел, но на его экране все отображается идеально. Что происходит? Дело в том, что идеальная картинка достигается за счет «правильного» размера чипа: чем меньше чип, тем больше контрастность.
Условно, у нас на шаге 2,5 стоит SMD чип размером 1,5 х 1,5 мм. У многих производителей на шаге 2,5 стоит чип размером 2 х 2 мм. То есть получается у конкурентов расстояние между двумя чипами – полмиллиметра, а у нас – один. Соответственно, лампочки реже друг от друга, и мы видим некий промежуток, контраст между лампочками. Это первое, что влияет на контрастность.
Далее, NEC, например, кладет специальную «маску» на диоды – это специальная тоненькая черная сеточка, которая их обрамляет и зачерняет тем самым расстояние между диодами. Фокус смещается в сторону цвета, яркости лампочек, и это также увеличивает контрастность. Но, опять же, ваш вопрос изначально звучал «как помочь заказчику с выбором». Понятно, что, вооружившись информацией о том, что надо обращать внимание на контрастность, успеха заказчик не добьется, потому что – возвращаемся к пункту 1: производитель может писать в технических характеристиках все, что угодно. Поэтому единственный способ проверить, как обстоят дела на самом деле, это увидеть экран в сборе уже работающим.
Еще одна важная характеристика, которая будет заметна кому угодно на работающем экране – это угол обзора. Например, если мы говорим о noname производителях, которых очень много, у них этот показатель может быть 140 х 120. У других, вендоров, производящих более качественные решения, он 160 х 160, у нас же эти углы 170 х 170. Ничего не надо замерять: можно просто подойти и посмотреть под углом, все сразу станет ясно.
На что еще заказчику имеет смысл обратить внимание – это на конструктив кабинета. Здесь очень много нюансов. Например, при долгосрочном использовании экрана важным параметром оказывается теплоотвод. Некоторые производители ставят сзади пластиковую крышку, и обдува не происходит: внутри температура повышается, а экран прижат к стене, или размещен в какой-то нише, и пластик тепло задерживает. Соответственно, оно возвращается обратно, и это приводит к выгоранию светодиодов. У NEC, для сравнения, полностью алюминиевые кабинеты, и тепло просто выходит через сам кабинет.
Также некоторые производители используют модульную сборку: то есть, кабинет состоит из нескольких модулей, без учета теплоотвода, того, как кабели внутри проложены, как сами модули между собой соединяются. У NEC все кабинеты друг в друга входят штекерами, собираются, как конструктор. У многих производителей кабель из одного кабинета выходит и заходит в другой, получается такой каскад. Но в долгосрочной эксплуатации кабели могут выйти из строя, и уже будет сложно идентифицировать проблему.
Ну и резюмируя, надо сказать, что из всех вышеназванных факторов, собственно, и складывается стоимость экрана. Заказчик может задать резонный вопрос: почему этот экран стоит 100 долларов, а вот этот – 1000 долларов? Разница в 10 раз! Объясните ее. И мы все это объясняем: угол обзора, контрастность, конструктив кабинета и так далее. Многие отдают предпочтение более бюджетным экранам, не отдавая отчета в том, что нельзя получить по-настоящему хорошее, продуманное решение по такой низкой цене. Заказчик смотрит: вроде производители одно и то же пишут, лучше куплю то, что дешевле. А потом экран попросту выходит из строя. Я лично видел уличные экраны на модульной сборке, которые были собраны следующим образом: на направляющие, установленные по всей ширине экрана, винтиками просто были прикручены модули. Наступила зима туда попали осадки, все это дело замерзло, и модули расширились, а когда лед растаял, модули просто вылезли из экрана наружу. Еще я в Москве видел, как какие-то умельцы просто залили модули герметиком, чтобы скрепить между собой. На жаре герметик подтек – ну и дальше вы представляете.
- Ну, герметик заказчик едва ли может предусмотреть, но ваши лайфхаки действительно будут полезны. Смотреть экран в сборке – записали, не верить мануалам – записали. Какие еще можете дать советы?
Можно включить в список refresh rate. Дело в следующем: когда подается сигнал, одновременно загорается некий пул диодов – 2, 3, 20 – и гаснет. Затем новый сигнал, новый пул диодов включается в работу. Так происходит 1920 раз в секунду. И снимая экран на камеру, которая ловит 30 кадров в секунду, или на телефон, который уже спокойно 120 FPS выдает, мы видим на кадрах вот этот переход, как одни диоды потухли, другие загорелись. В съемке экран просто начинает мерцать – полосы идут по кругу, что особенно неприятно, если в телестудии установлен светодиодный экран. Поэтому, чем выше показатель refresh rate в светодиодном экране, тем лучше. С камерой, видео- или фотоаппаратом не часто люди ездят, а вот мобильный телефона с камерой есть у всех, так что можно приехать в офис или демозал производителя, просто снять демо-образец и посмотреть, рябит экран у меня на видео или нет?
Еще лайфхак: хорошо бы заранее узнать, каким образом запитаны все элементы, которые присутствуют на экране, как к ним поступает сигнал, предусмотрено ли его дублирование, предусмотрено ли дублирование блоков питания? Я видел даже у топовых производителей, как вытаскивали один из 8-ми модулей кабинета, и оставшиеся 7 вслед за ним гасли. Отчего так происходило? Как правило, от приемной карты контакты идут к каждому модулю в кабинете, но некоторые для экономии подводят их к первому модулю, из первого во второй, и так далее. Поэтому если прерывается цепочка на каком-то модуле, все последующие перестают работать. Конкретно у NEC предусмотрено дублирование и сигнала, и блоков питания. То есть если, к примеру, вышла из строя приемная карта в кабинете, то сработает резервный сигнал, и картинка останется совершенно стабильной. Для таких приложений как Сontrol room это критически важно.
- Раз уж речь зашла о решениях NEC, расскажите о них чуть подробнее. Вы относительно недавно вышли на рынок светодиодных решений. Что уже успели сделать?
У нас есть несколько основных направлений, и по каждому из них мы сделали свои специальные серии. Например, в серии FA (А здесь расшифровывается как Advanced) отказоустойчивые модели с высоким углом обзора. В серии FE (E – это Essential) экраны для магазинов, рекламы, каких-то вау-инсталляций. В X серию входят гибкие экраны из специального материала (не резины), позволяющего делать хоть светодиодные спирали, хоть колонны, хоть шары любого радиуса. Оговорюсь, стандартные кабинеты в FA и FE серии тоже позволяют сделать радиус 10 метров. То есть для полукруга в 10 метров как раз они и подходят, а для большего радиуса уже надо использовать X серию. Правда, у Х-серии ограниченный выбор шага – это 1,6, 1,9 и 2.5, поэтому если стоит нужен другой шаг, то мы используем стандартную серию и делаем под нее кастомные кабинеты.
Еще хочу обратить внимание на такую особенность: все кабинеты FA и FE серий абсолютно одинаковые по размеру и по количеству модулей. И если заказчик выбрал, допустим Full HD экран с шагом 3,8, а спустя какое-то время решил, что хочет 4К, ему не придется менять экран или что-то демонтировать. Он просто вытащит модули, поставит туда новые и получит 4К экран. Так можно легко делать апгрейд и даунгрейд, и этого нет ни у кого из производителей.
Ну и кроме уже упомянутого у нас есть самые обычные экраны, соответствующие всем стандартным требованиям, но без наворотов, есть медиафасады, уличные экраны и среди них даже модели с шагом 2,8 мм – таким тоже мало кто из производителей может похвастаться.
- Какие фирменные фишки есть у этих моделей?
Про дублирование сигнала, блоков питания и высокий угол обзора я уже рассказывал, но есть еще один очень важный момент: мы используем диоды multicolor. Их используем только мы, и фишка в том, что если рассмотреть их под микроскопом, то можно будет увидеть, что к каждому цвету там подведено по два контакта. То есть красный запитывается с двух сторон, синий также и зеленый. Что это дает на практике? В любом помещении всегда есть некий уровень влажности – невозможно добиться идеальных условий эксплуатации, а это означает, что может произойти вызванное попавшей влагой короткое замыкание. Возможно, вы встречали экраны, где на одном из пикселей не работает цвет. Это происходит именно от того, что попала влага и произошло замыкание. Так вот у нас подведено по два контакта к каждому диоду, и это вдвое снижает шансы на то, что диоды выйдут из строя. Многие производители говорят «у нас золотые диоды, мы круче», да, может быть, золото обладает большей электропроводностью, но, когда происходит замыкание, уже неважно, золото там или медь.
Еще хотел бы обратить внимание на гарантию. Как правило, многие вендоры дают 2-3% ЗИП. Что у них входит в ЗИП? Приемная карта, блоки питания, материнские платы и несколько лент диодов: 3000, 4000. Чем хуже производитель, тем больше диодных лент он дает, поскольку при инсталляции их решений расходуется весь выданный запасной материал. Суть этой гарантии у многих производителей сводится к следующему: «мы же вам дали ЗИП 2%. Если что-то сломается, берите оттуда. А если ЗИП кончился, то вы уже дозаказывайте за деньги». Хотя гарантия, по сути, еще действует. У NEC гарантия дает все время пополняемый процент запчастей. То есть, условно, что-то уже было израсходовали, и мы в течение 2, 3, 4, 5 лет будем пополнять расходники за наш счет. Например, если заказчик решил взять гарантию 5 лет, мы даем ему не 2% ЗИП, а 5% ЗИП, который все время пополняем. Помимо всего этого, мы дополнительно производим 10% модулей экрана и храним их у себя в течение 10 лет. То есть, пятилетняя гарантия вышла, прошло еще четыре года, многих производителей уже вообще не стало (особенно китайских), а мы все равно даем вам из той же партии те же самые запчасти, произведенные вместе с самим экраном. Так что заказчик получит то же самое решение, и никакой калибровки не потребуется.
- На прошедшей ISE вы представили еще и комплексное решение. Что в случае светодиодного экрана следует понимать под «комплексом»?
У нас оно включает сам экран, обрамляющую рамку, чтобы экран выглядел эстетично, специальный Powerbar, куда выведена вся электрика, дата-кабели, контролер, а также ЗИП в районе 2% в зависимости от гарантии. Таким образом, от заказчика требуется только электричество и ровная стена. И вот тут я хотел бы обратить внимание на еще одно важное наше преимущество, которое распространяется на модели с малым шагом (1,2, например). Очень многие партнеры и заказчики не обращают внимание на металлоконструкцию, заказывают ее по дешевке, предварительно получив от производителя чертежи, собирают экран и получают проблемы. В большинстве случае экран начинает сдавливаться, разваливаться, появляются полосы между кабинетами, или, наоборот, модули плотно прижимаются, деформируя пиксели. Что в итоге? Заказчик говорит: «наверное, это плохой производитель. Он мне предложил плохой экран». А на самом деле процентов 80% таких проблем– из-за металлоконструкции. Мы в данном случае предусмотрели все, включая металлоконструкцию, которая сделана под экран, проверена инженерами, временем и так далее. Поэтому, да, для заказчика большое преимущество в том, что от производителя он получает полный комплект.
Читайте АВ Клуб в Telegram