Кажущийся на первый взгляд простым выбор системы звукоусиления на практике не всегда оказывается рационален, особенно если в его процессе не учитываются важные факторы. О том, на что нужно обратить внимание подбирая звуковое оборудование для проекта, а также с чем сталкиваются, что делают и чего не делают в своей ежедневной работе со звуком специалисты Hi-Tech Media во время выступления в рамках деловой части XVII профессионального форума AV FOCUS 2024 Москва рассказал Максим Аджигитов, бренд-менеджер направления проаудио.
Не надо измерять звук в лошадиных силах
Начну с того, что мы не делаем и призываем наших партнеров и коллег не делать так же. В контексте выбора акустической системы первое, чего мы не делаем – это не измеряем звук в лошадиных силах. Мы действительно регулярно сталкиваемся с ситуациями, когда мощность акустической системы является, как кому-то кажется, параметром, определяющим хотя бы что-то. Это не так. Вернее, это почти что не так. Нам часто прилетают такие запросы, и это до сих пор почему-то происходит. Например, нужно две колонки 500 Вт. Почему 500? Окей. Подбираешь подходящие акустические системы, получаешь фидбэк. Нет, там в паспорте написано 1000 Вт. Это много, давайте меньше. Как много? Почему? В общем, мы стараемся этого избегать и исходить из других параметров, которые являются более определяющими.
Да, мощность громкоговорителя определяет насколько будет громко, но не напрямую. Это связано с чувствительностью. Первый же критерий, по которому мы понимаем, какая акустическая система нам нужна – это воспроизводимый ей уровень звукового давления. Далее мы исходим из типа контента, типа программ, типа мероприятий и помещения, где мы будем находиться. Например, для фоновой музыки, чтобы ее уровень был выше фонового шума, мы должны получить на всей зоне озвучивания порядка 85+ дБ. Для речевого контента хорошо бы иметь 90+ дБ. Если же мы хотим играть концерты, то уж какие-нибудь 100-110 дБ обязательно надо обеспечить. Для этого мы прибегаем к акустическим расчетам и считаем каждый проект, прогоняя все через EASE Focus. Даже, если нас не просят. Это делается для собственной убежденности в том, что мы предлагаем правильное решение. Наши поставщики предоставляют GLL-файлы для акустического расчета всех своих систем, что позволяет заранее все прикинуть.
Сравним две акустические системы из нашего портфеля. Первая из них – модель CX-151 американского бренда Renkus-Heinz. Вторая – новинка британского производителя EM Acoustics – громкоговоритель R5, только недавно появившийся в продаже. Про EM Acoustics отдельно стоит отметить, что эта компания выпускает продукцию премиального уровня, имеет полный цикл производства в Англии и предлагает обширную линейку, от 5-дюймовых точечных источников до огромных массивов, которые продавят любой стадион или концертный зал.
При примерно схожей мощности в 700 и 600 Вт мы получаем у одной системы звуковое давление на уровне 129 дБ, у другой – 124 дб. 5 дБ – это крайне существенная разница, особенно на таком высоком уровне. Это говорит нам, что один продукт лучше, а другой – хуже? Нет, отнюдь. CX-151 – это двухполосная 15-дюймовая акустическая система, которая будет вполне хороша для того, чтобы стать основной портальной системой звукоусиления в каком-нибудь малом или среднем зале и при своих 129 дБ SPL прекрасно отработать даже какое-то живое мероприятие или концерт.
Малышка R5 имеет конструкцию с двумя 5-дюймовыми излучателями и одним твиттером. Для такого форм-фактора уровень звукового давления 124 дБ – выдающийся показатель. Это значит, что система подойдет, например, в качестве фронт-филлов в зале с большим концертным линейным массивом. Таким образом, о применимости тех или иных систем нам говорят их исполнение и развиваемый уровень звукового давления.
Линейный массив или точечный источник?
Еще одна часто встречающая дилемма – в каком случае нужен линейный массив, а в каком мы можем озвучить всю необходимую площадь обычным двухполосным точечным источником. В спецификациях партнеров/коллег/конкурентов порой встречаются действительно парадоксальные вещи. Итак, давайте выберем место битвы. Пусть это будет стандартный конференц-зал со зрительской зоной размером 10 х 10 метров. Какое решение сюда поставить?
В таких залах я чаще вижу линейные массивы, чем точечные источники. Происходит это по разным причинам. Иногда нужно продать, иногда просто захотелось, неважно. Начну сразу с решения, которое мне кажется наиболее правильным. С высоты условно 6 метров одной точечной системой EM Acoustics R12 мы можем создать вполне себе равномерное звуковое давление. Разве что фронт-филлы, может быть, понадобятся для того, чтобы первым рядам было лучше слышно, ну и опустить звуковой образ, чтобы звук приходил оттуда, откуда говорят.
Попробуем то же самое просчитать на линейном массиве того же бренда EM Acoustics. Чтобы не перегружать, возьмем 8 элементов и получим результат, примерно похожий на тот, который давал один точечный источник, но громкоговорителей у нас больше в 8 раз. С линейным массивом есть еще один нюанс. Мы поставили 8 модулей и нижние достаточно сильно растопырили. Если взять узкую полосу в треть октавы с центром в 1 кГц, то в некоторых зонах вы получите не очень хорошо сказывающуюся на звучании интерференционную картину.
Мы за осознанный выбор акустических систем. Чтобы помочь с ним и вам, есть наша команда и наши компетенции. Вы можете пользоваться ими в любом случае и при любой удобной возможности. Мы в компании Hi-Tech Media считаем, что дистрибьюция сейчас – это не только, и не столько про поставки, а сколько про некий комплекс услуг и ответственность за результат. Мы делим часть ответственности с коллегами, предлагая решение, которое гарантированно подходит и проверяемо будет работать.
Акустика помещения
Никогда не стоит закрывать глаза на акустические условия помещений. Для того, чтобы посчитать систему звукоусиления, мы всегда просим уточнить, что это за помещение, какие материалы будут использованы. Это не интереса ради, а вполне себе для реального применения. Мы регулярно сталкиваемся с акустически неподготовленными помещениями, поэтому у нас есть специальное подразделение – студия акустического дизайна. Ее специалисты, если это потребуется, готовы для полностью сделать проектирование и акустическую обработку.
Чаще же акустические условия – это данность, некая нерушимая история, которая такая, какая она есть. Так что, обычно с акустикой мы не можем сделать ничего, и в этом случае подходим технологически, применяя акустические системы с управляемым звуковым лучом. Это, наверное, одно из самых любимых лично мной технологических решений. С его помощью можно точно сфокусировать звуковую энергию ровно на зрительской зоне на расстоянии 50, 100 и даже более метров, при этом избегая ее нежелательного излучения на остальные поверхности.
Производителей звуковых колонн на рынке не так много, но у нас в портфеле есть один из них – бренд Renkus-Heinz. Это один из родоначальников всей этой истории с управляемой диаграммой направленности, продукты которого установлены, например, во множестве крупных аэропортов мира, от Лас-Вегаса до Дохи. В общем, мы не боимся использовать нетривиальные решения и имеем множество возможностей для этого.