Во время насыщенной деловой части профессионального форума AV FOCUS 2024 Москва были представлены не только перспективные бренды светодиодных экранов, но и такой хорошо известный в отрасли производитель систем управления к ним, как NovaStar. О новой платформе COEX, способной работать со средствами отображения с разрешением до 16Kх8K во время своей презентации рассказал Егор Миськов, старший инженер и представитель компании в России и СНГ.
Чем нужно знать о NovaStar
NovaStar – это всемирно известный производитель оборудования для распределения сигналов, в частности систем управления LED-решениями, которые на сегодняшний день используются в 70% всех светодиодных экранов во всех странах мира. Мы имеем множество представительств в разных регионах. В Москве у нас есть офис, шоурум и сервисный центр. Также мы проводим обучение всех желающих.
Платформа COEX
COEX является относительно новой разработкой NovaStar, которая предназначена для XR-проектов, кинопроизводства и возможных съемок на фоне LED-экрана. Одним словом, везде, где требуется установить светодиодное решение премиального уровня. Почему я говорю относительно новая? Потому что этой платформе уже больше двух лет. Продукция, реализованная на ее базе, пользуется очень большим спросом не только в России, но и по всему миру. На протяжении этих двух лет мы получили достаточно много положительных отзывов, и наши клиенты продолжают совершенствовать свои новые проекты, применяя COEX.
В состав платформы входят аппаратная часть – контроллеры и программная часть – бесплатное ПО Visual Management Platform (VMP). Линейка контроллеров включает семь моделей, две из которых новые. Это: KU20 с поддержкой максимального разрешения 3,9 млн пикс. (1080p), MX20 с 3,9 млн пикселей (1080p), MX30 с 6,5 млн пикселей (4Kх1K), MX40 Pro с 9 млн пикселей (4Kх2K) и CX40 Pro с 9 млн пикселей (4Kх2K), а также новинки – MX2000 Pro с 35,38 млн пикселе (8Kх4K) и MX6000 Pr0 с 141 млн пикселей (16Kх8K).
Контроллеры MX6000 Pro и MX2000 Pro
Две эти новые модели являются результатом эволюции наших самых первых контроллеров MX40 Pro, MX30 и MX20. Ключевое их преимущество в том, что можно значительно сократить количество оборудования и кабельных соединений для вывода конетанта на светодиодный экран. Допустим, если есть LED-решение общей емкостью 141 млн пикселей, и нужно подобрать для него систему управления, то при использовании нашей классической платформы на основе программного обеспечения NovaLCT потребовалось бы целых 16 контроллеров MCTRL4K плюс какой-то видеосплайсер, чтобы это все свести, ну и, конечно, сам видеосигнал. Если нужно изображение «пиксель-пиксель», то необходим еще и соответствующий видеоисточник.
Когда мы используем для этого же экрана той же самой емкости 141 млн пикселей нашу новую платформу COEX, интегрированную в самую топовую на сегодняшний день модель MX6000 Pro, которая объединяет в одном шестиюнитовом шасси контроллер, сплайсер и видеопроцессор, то по сути нам нужен только видеоисточник «пиксель-пиксель». Мы заводим его на этот прибор и дальше уже распределяем на средство отображения.
MX6000 Pro позволяет завести 32 входа с разрешением 4K и вывести 4 выхода с разрешением 8К либо 16 с разрешением 4К. На выходе присутствует поддержка до 32 слоев с разрешением 4K. Модульный дизайн допускает установку соответствующих задачам проекта входных и выходных карт суммарным количеством до 8 на входе и до 8 на выходе. Его младший брат MX2000 Pro поддерживает установку двух карт на входе и двух карт на выходе и совмести со всеми теми же самыми картами, что и флагманский контроллер. При этом выполнен он в более компактном корпусе высотой два юнита.
Входящие карты
Мы предлагаем для этих шасси очень большое разнообразие входящих карт: 4xHDMI 2.0 (разрешение 4x4Kх2K), 4xDP 1.2 (разрешение 4x4Kх2K), 4x12G-SDI (разрешение 4x4Kх2K), 2xHDMI2.1 (разрешение 2x8Kх4K@30), 2xDP1.4 (разрешение 2x8Kх4K@30), 1xSMPTE ST 2110 25G (разрешение 1x4Kх2K – 1 главный, 1 резервный) и 2xSMPTE ST 2110 25G (разрешение 2x4Kх2K – 2 главных, 2 резервных).
Особое внимание я бы хотел уделить новой модели, которая может принимать входящие сигналы, соответствующие стандарту HDMI 2.1. То есть, если экран с очень большим разрешением (в пределах 8Кх4К), то достаточно завести один сигнал HDMI 2.1. Основной особенностью модели с интерфейсом DisplayPort 1.4 является поддержка HDR, отсутствовавшая, как мы знаем, у DisplayPort 1.2. Еще очень важная новинка – карта нового формата ST-2110. За ним будущее всего кинопроизводства и XR-проектов, так как этот формат позволяет передавать любые видеопотоки по оптоволоконным линиям и достичь их максимальной синхронизации.
Выходящие карты
Выходящих карт у нас есть два варианта – классическая со скоростью передачи данных 1G и новая со скоростью передачи данных 5G. Для 1G-решений предусмотрена топовая модель A10S Pro, которая поддерживает 4 оптические линии (4 х 10G SFP+) и имеет 4 CVT10-конвертера, что обеспечивает возможность передачи до 40 Ethernet-портов. Для 5G-решений доступна отдельная топовая карта CA50E с поддержкой 1 оптической линии (40G QSFP+) и одним CVT8-5G-конвертером для передачи до 8 Ethernet-портов.
В каком случае стоит перейти на 5G? Когда у светодиодного экрана малый шаг пикселя. Если сравнивать, допустим, значения 1,2, 0,9 мм и 0,78 мм, то для первого потребуется 20 портов, для второго – 50 портов, а для третьего – уже 100 портов. То есть, разница между 1,2 мм и 0,78 составит примерно х5 раз. Таким образом, чем меньше шаг пикселя, тем больше нужно витых пар, причем их количество возрастает в геометрической прогрессии. В итоге мы приходим к тому, что при малом шаге пикселя начинает возникать громадное количество коммутации, оборудования и очень много шагов по настройке.
Если использовать для светодиодного экрана с разрешением Full HD (1920 х 1080 пикселей) выходящую карту со скоростью передачи данных 1G, то нужно минимум 4 витые пары. Если же мы возьмем 5G-карту, то достаточно единственной витой пары. Один порт 5G-решения в режиме 8 бит может передать 2,5 млн пикселей, в режиме 10 бит – 2 млн пикселей, а в режиме 12 бит – 1,7 млн пикселей.
Программное обеспечение VMP
Одно из основных преимуществ программного обеспечения Visual Management Platform (VMP) в сравнении с классической платформой NovaLCT – это то, что мы устранили в нем так называемое правило прямоугольника, которое не нравилось многим нашим клиентам, и теперь можно в любом кабинете на любой порт ставить любое пиксельное пространство. ПО имеет кроссплатформенную совместимость, интуитивно понятный интерфейс, возможность предпросмотра источников, группового управления, инструменты интеллектуального мониторинга, быстрого мэппинга, визуализации швов, коррекции разных партий, цветокоррекции и множество других полезных функций для улучшения изображения. О некоторых из них подробнее.
Технология 22bit+ обеспечивает улучшение оттенков серого в 64 раза, решая проблему их низкого отражения и улучшая отображение. Технология компенсации тепловыделения эффективно предотвращает смещение цветов в результате неравномерного рассеивания тепла. Динамический бустер повышает детализацию яркого и темного контента, что позволяет сделать так, чтобы SDR-источник выглядел как HDR. За улучшение яркости и однородности цвета при низких оттенках серого отвечает полноценная многоуровневая калибровка по градациям серого, про которую можно бесконечно рассказывать.
Наша знаменитая полноценная цветокоррекция позволяет производить точное редактирование гаммы и гибкое переключение между цветовыми пространствами ВТ.709, DCI-P3, ВТ.2020 и так далее. Функция цетокоррекции входящих источников поддерживает независимую регулировку светлых оттенков RGB, обеспечивая оптимальное визуальное восприятие. 14-канальная цветокоррекция, основанная на 12-канальном базовом цвете и дополнительном черно-белом режиме, помогает гибко настраивать каждый цвет для особых сцен, не меняя другие цвета. Возможность независимого управления кривыми RGBW помогает осуществлять их быструю настройку, чтобы интуитивно менять стиль изображения, а возможность загрузки файла 3D LUT добавит отличный эффект тонирования. Дополняет все это поддержка глубина цвета 10 бит и 12 бит, а также приема и передачи сигнала с частотой кадров до 240 Гц.
Контроллеры MX Series
Помимо модульных шасси MX6000 Pro и MX2000 Pro, линейка MX включает модели с фиксированной архитектурой MX40 Pro, MX-30 и MX-20. MX40 Pro подойдет для решений премиального уровня, а другие две – для более бюджетных проектов.
MX40 Pro – это наш самый первый контроллер на платформе COEX, который имеет входы: 3 х HDMI 2.0, 1 х DP 1.1 и 1 х 3G-SDI, выходы: 20 х EtherCON и 4 х 10G SFP+, поддержку выходного разрешения до 6,5 млн пикселей и работу с четырьмя 4K-слоями. Чтобы были доступны все функции платформы, к нему необходима приемная карта A10S Pro со скоростью передачи данных 1G.
Если клиенту не нужен максимальный набор функций, у нас есть более экономичное решение – два младших брата, контроллеры MX30 и MX20. А так как платформа COEX совместима не только с топовыми, но и с бюджетными приемными картами, то в светодиодный экран можно установить любую модель серии А. MX30 получил входы: 1 х HDMI 2.0, 1 х HDMI 1.4, 1 х DP 1.1 и 2 х 3G-SDI, выходы: 10 х EtherCON и 2 х 10G SFP+, поддержку разрешения 4K на входах, 6,5 млн пикселей на выходе и работу с тремя слоями. MX20 получил входы: 2 х HDMI 1.3 и 1 х 3G-SDI, выходы: 6 х EtherCON и 2 х 10G SFP+, поддержку выходного разрешения 3,9 млн пикселей и трех слоев.
5G-контроллер CX40 Pro
Если полное решение MX2000 Pro или MX6000 Pro избыточно, но требуется передача данных со скоростью 5G, то подойдет еще один представитель линейки 5G – контроллер CX40 Pro. Он имеет входы: 2 х HDMI 2.0, 1 х DP 1.1 и 2 х 3G-SDI, выходы: 6 х EtherCON, 1 х 40G QSFP+ и поддержку выходного разрешения 9 млн пикселей. Плюс ко всему приемная карта для 5G-решения CA50E может передать все наши топовые технологии, которые мы применили в этой платформе. В частности – динамический бустер, 22 бит+ и полноценная калибровка по нескольким уровням градации серого.
Стадии внедрения платформы
Следующий очень важный момент – наши разработчики и руководство решили, что конечному пользователю новой платформы, чтобы получить хоть какое-то изображение на самом экране, не нужно тратить свое драгоценное время на предварительную настройку. Соответственно, мы разделили процесс внедрения платформы на три стадии. Во время первой, самой важной стадии, разработчики NovaStar и производители светодиодных экранов создают конфигурационные файлы. На второй стадии инженеры на объектах их применяют. Третья стадия – это когда конечные заказчики просто включают экран и начинают пользоваться цветокоррекцией.