Журнал "EQUAL AV", № 4 (25) 2013
На этот раз в тестировании участвуют два плеера Digital Signage от компании BrightSign. Оба – представителя основной линейки, XD, при этом один плеер – это флагманская модель BrightSign XD1230, вторая же модель, XD230, попроще.
Плееры Digital Signage – вещь достаточно специфическая, и в этом тесте мы остановимся на наиболее важных аспектах железа и производителя.
Инженер-программист, беря железо в руки, задает себе простые вопросы:
- сколько времени я потрачу, прежде чем удастся сделать хотя бы самый простой проект?
- что вообще умеет делать эта штука, на что можно рассчитывать?
- есть ли понятные мануалы, описания, примеры, типовые решения и шаблоны?
- к кому бежать с вопросами или когда железо сломается?
Менеджер вопросы формулирует чуть другие:
- где уже стоит железо? Понятно, что проблемы с ним будут, но какие?
- сколько на нем можно заработать? Как защитить проект?
- разберется ли с этим мой инженер, а то ведь я уже продал и наобещал…
Мы попробуем ответить на часть из этих вопросов, а заодно показать некоторые особенности оборудования, о которых полезно знать при выборе производителя на проект.
Описание оборудования
Для начала – описание железной начинки топового плеера XD1230. На борту – HDMI, VGA для отображения. Также есть HDMI IN для захвата внешнего источника и отображения в нужной зоне. Как вариант использования: захват потока с внешнего проигрывателя и наложение на контент. Звук выводится через LineOut (minijack 3.5) и SPDIF.
Для подключения периферийных устройств на борту есть один последовательный порт RS-232 и порты GPIO через 8-пиновый разъем. Через них можно обрабатывать «сухие контакты», а также подключать различные датчики, так как порты GPIO работают как АЦП.
Судя по всему, для управления устройствами отображения можно использовать еще и встроенный IR порт, путем подключения проводного ИК-эмиттер. Но этим возможности плеера не исчерпываются. На борту также обнаружены два USB порта и антенный разъем RF для приема каналов эфирного телевидения. Тюнер эфирного ТВ, к сожалению, не рассчитан на прием отечественных каналов, поэтому можно сразу же отбросить эту возможность.
Память устройства реализована на SD или MicroSD карте, которые в комплект поставки не входят, а должны быть куплены отдельно. Для защиты SD слота есть пластмассовая планка в комплекте плеера. MicroSD карта может быть спрятана в специальном отсеке на болтах в нижней стороне плеера.
Для подключения к сети имеется разъем Ethernet 10/100 Мбит, а также опционально WIFI модуль.
Несмотря на наличие двух выходов HDMI и VGA, они работают параллельно и нет возможности отправлять разный контент на разные выходы.
Разница в сериях устройств
У самого производителя, 2 линейки плееров:
- Линейка плееров HD
- Линейка плееров XD
Серия XD представляет более производительные плееры. В отличие от серии HD, XD поддерживают HTML5, подключение сенсорных экранов, работают с бОльшим объемом памяти. На самом деле, можно было остановиться только на первом предложении, потому что аргумент производительности ключевой, и ниже будет дано объяснение этому тезису.
Аппаратная часть осталась загадкой. Марка процессора, фактическое количество памяти не отображается устройством, впрочем, как и операционная система, на которое работает плеер. На сайте производителя информации нет.
Отличия плееров, которые у меня на тесте:
XD230 | XD1230 |
Выходы: HDMI + VGA + audio (lineout) Ethernet | Выходы: HDMI + VGA + audio (lineout) + SPDIF Входы: HDMI + RF Управление: GPIO + 2x USB + RS-232 Ethernet |
Рисунок 1. Задание разрешения для всего проекта, начальное окно
Во всем остальном они выглядят одинаково.
Прграммное обеспечение
Производитель предлагает единое ПО для разработки и публикации контента на плееры. Это BrightAuthor – бесплатная среда разработки, которую можно скачать с сайта производителя без регистрации.
Для тех, кому интересно: www.brightsign.biz/quickstart
В тестировании мы пошли по классическому пути: скачали, установили и начали работать, сказав себе, что в описание стоит лезть, если станет непонятно.
При создании нового проекта нужно выбрать модель плеера, затем способ подключения, разрешение экрана, наличие или отсутствие оverscan поля. Напомним: overscan – это специальное, дополнительное пространство на экране вокруг основного изображения. Это может быть важно, если устройства отображения в проекте – бытовые, которые по умолчанию вырезают overscan поле. Во всех других случаях можно создавать проект без overscan-а.
Разработка проекта
Создание проекта состоит из трех шагов: настройка плееров, создание контента, публикация.
Первый шаг – настройка плееров. В специальном окне указываем настройки:
подключение к LAN, WIFI, если он есть. Указываем способ подключения плеера, настройки логов. Отдельно указываем место хранение для обновления контента и конфигурации.
Выгружаем конфигурацию на SD карту, вставляем в плеер, включаем. Плеер при загрузке зачитывает параметры и готов к работе.
Есть и вариант настройки плееров по сети, но он платный.
Рисунок 2. Окно настройки параметров работы плеера, сетевые настройки и способы обновления контента
Не с первого раза, но получилось создать контент из картинок и видео. Базовые возможности, такие как создание слайд-композиций из картинок, видеофайлов, переходов, разграничения по зонам – все это делается легко и просто. Вывести RSS тоже оказалось просто. Настроить желаемое отображение RSS потока гораздо сложнее.
Однако все познается в сравнении! В 18 номере журнала вы найдете результаты открытого тестирования плееров для Digital Signage от 4-х разных производителей, которое мы проводили в прошлом году. Эти отчеты, включая мнения приглашенных независимых экспертов и видео с мероприятия, есть в открытых источниках: на сайте АВ Клуба и на YouTube. И хотя на том тестировании не было BrightSign, нам будет интересно сравнить возможности плееров, имея ввиду полученные тогда результаты.
Напомню, что тогда тестировались производители WinMate, Spinetix, IAdea, MerMaid.
Например, при использовании WinMate и добавлении изображений, необходимо следить за тем, чтобы размеры изображения (или хотя бы пропорции сторон) точно соответствовали размеру (или пропорциям) зоны. В противном случае, картинка будет деформирована. В случае BrightSign такого нет, каждая зона может быть настроена на способ отображения изображений. Можно выбрать опцию, чтобы картинка пропорционально растягивалась, обрезалась и пр.
Есть больше возможностей по настройке вывода RSS, если сравнивать с тем же вариантом IAdea + Scala. Там для редактирования шрифта и изменения стандартного способа отображения ленты нужно совершить больше действий.
Ограничение софта
С чем придется столкнуться при подготовке даже самого простого проекта:
- относительно друг друга задается жестко в раскладке экрана. Возможность добавления третьей видеозоны блокируется. В случае сложного контента нужно применять HTML5 или другие технологии, которые создают совершенно другие сложности. Например, необходимость постоянного программиста в штате проектной команды.
- Встроенная анимация элементов отсутствует. Есть лишь ограниченный набор эффектов смены картинок. Выделение, кружения и прочие элементы для оформления меню необходимо реализовывать собственными силами.
- Некоторые компоненты не работают. Например, лента twitter-а не отображается. Понятно, что twitter к этому приложил руку, ограничивая доступ к ленте, постоянно меняя свое API, но тем не менее… И самое важное: нет возможности увидеть проект до публикации. Preview отсутствует!
Рисунок 3. Две видеозоны уже созданы, поэтому добавление видеозон блокировано. Доступны только зоны с картинками и текстовые зоны
Если создается сложный проект, то необходимо закладывать на рабочее место еще один такой же плеер и еще одно такое же устройство отображения. Нередкая ситуация, когда программисту необходимо «ловить» несколько пикселей между зонами, которые он пропустил. Работа, таким образом, циклична – изменил деталь, выгрузил на плеер, посмотрел на экране. Поправил – выгрузил – посмотрел, поправил – выгрузил – посмотрел.
Производитель сообщает, что возможность Preview появится в будущем, но когда – пока неясно.
Рисунок 4. Подключение к аккаунту Twitter
Интерактивный режим показа
Создав проект, можно выбрать один из системных шаблонов (Template). Его можно потом изменить и сохранить в пользовательских шаблонах.
Внутри зоны добавляем контент. При этом можно выбрать два варианта работы плейлиста зоны: неинтерактивный и интерактивный. В случае неинтерактивного плейлиста добавленное содержимое будет проигрываться последовательно с учетом установленных эффектов перехода. Это не так интересно и подойдет только для самых простых проектов.
Интерактивный вариант интереснее. Например, вы можете проигрывать тот или иной контент в определенное время и в определенную дату. Вы можете проигрывать его при подаче внешних команд, например, при поступлении команд по сети или при замыкании определенного реле, при подаче команды с внешнего пульта управления. Таким образом, появляется больше возможностей для создания интерактивности. А интерактивность является ключевым фактором, чтобы пользователь обратил внимание на Digital Signage.
Рисунок 5. Интерактивный режим демонстрации контента
На каждом шаге можно дописывать пользовательские команды, что значительно расширяет функционал.
Способы публикации проекта
В закладке публикации устанавливается расписание трансляции проекта. На плеер может быть выгружено несколько проектов, и они могут быть активированы в разные дни в соответствии с расписанием.
Есть платные и бесплатные средства публикации контента.
Бесплатные варианты – это выгрузка на SD карту, Local Storage. Выгружаем в папку, копируем ее на SD карту, SD карту вставляем в плеер, плеер перегружаем, и после перезагрузки плеер подтягивает новый проект и начинает его воспроизводить.
Второй бесплатный вариант – выгрузка на сервер с открытой по HTTP папкой. Этот вариант называется Simple File Network. Время обращения и папка, в которую смотрит плеер, задается в начальных параметрах. Этот вариант предполагает, что сервер расположен в локальной сети и доступен для загрузки контента напрямую. Более сложным является вариант, когда оператор по FTP заливает файлы на удаленный сервер, с которого плееры скачивают контент по заранее установленному расписанию. Этот вариант удобен в условиях корпоративной сети. Если же плееры расположены на территориально удаленных площадках, этот способ представляет значительные неудобства.
Третий вариант – загрузка контента непосредственно на плеер. Это вариант Local Network. При этом надо выбрать плеер и указать какой проект или несколько проектов должны быть выгружены.
Как бы там ни было, но в сравнении с SAAS системами работы с контентом, например MerMaid, такие способы на порядок удобнее и обеспечивают больше возможностей.
Рисунок 6. Расписание показа. Несколько проектов может быть поставлено в расписание
Еще одним, уже платным вариантом, является вариант подписки. Это вариант, когда пользователь заключает контракт и платит порядка 100$ в год за один плеер. В этом случае ему выделяется хранилище объемом примерно 1 ГБ, на который можно выгружать файлы проекта. Тарифицируется не только объем хранилища, но и трафик.
Способ, по которому плееры получают контент, устанавливает на первом шаге настройки конфигурации. Изменить настройки удаленно можно, как вы правильно догадались, только при наличии платной подписки. Иначе – только заново готовить файлы конфигурации и выгружать на SD карту, с картой бежать к плееру. У нас изменение настроек вызвало зависание плеера – пришлось перегружать. Помимо подписки, можно купить лицензию на собственный сервер и продавать подписку к нему. Enterprise Edition – это возможность выкупить лицензию на установку сервера у себя внутри корпоративной сети, т.е. становитесь провайдером – устанавливаете у себя сервер и продаете клиентам облачный сервис с мониторингом и дополнительными возможностями за отдельные деньги.
Варианты использования в проектах
При наличии воображения, можно придумать достаточное количество интересных идей для применения тех аппаратных возможностей, которые предлагает плеер XD1230. Конечно же, возможность по подключению внешних периферийных устройств через USB можно с успехом использовать для создания интерактивных киосков или интерактивных рекламных инсталляций. Интерактивная насадка для панели через USB может быть подключена к плееру и использваться на нем. Можно, например, реализовать интерактивный каталог товаров в розничной точке.
Порты общего ввода/вывода (GPIO) можно использовать для подключения различных сенсоров или датчиков. Сухой контакт может быть использовать как сигнал для воспроизведения контента, наложения контента поверх существующего. Подключение датчиков даст возможность реагировать на различные факторы, такие как влажность, температура, освещенность. Можно делать различные интересные инсталляции, комбинируя различные периферийные устройства между собой.
В софте также есть компонент для работы с внешним GPS-приемником. Идея того, чтобы транслировать определенный контент в зависимости от местоположения, кажется интересной. Сфера применения – транспорт, маршрут которого будет таргетирован для включения контента в определенных зонах следования.
Пожалуй, единственным реальным ограничением такого рода проектов является то, что их крайне мало. Пока еще сама сфера Digital Signage в нашей стране не готова к такого рода проектам.
Рисунок 7. Использование внешнего источника в качестве одной видеозоны в плеере XD1230
В плеере XD1230 есть вход HDMI для подачи сигнала с внешнего источника. Его можно использовать для построения проектов, где требуется демонстрация живого видео с возможностью наложения дополнительной информации. Плеер понимает HDCP шифрование, поэтому контент может быть взят со спутникового тюнера, например.
Классическим примером подобного рода проектов являются спорт-бары, где трансляцию матча можно «загнать» в основную видеозону, а вместе с этим – вывести на экран специальные предложения, рекламу и много чего еще.
Создание видеостен
Очень привлекательной выглядит возможность создания видеостен, которая анонсирована в устройствах. Она реализуется следующим способом: необходимо подготовить контент и самостоятельно порезать его на нужные сегменты в соответствии с конфигурацией стены. Затем каждую часть загрузить на нужный плеер, создав для этого отдельный проект.
Синхронизировать показ частей. Синхронизация при показе реализуется интересным, и на первый взгляд, неочевидным образом – путем подачи ключевых слов в виде триггеров по UDP-протоколу.
В программном обеспечении терминов Master и Slave для плееров вы не найдете. При этом один плеер работает как ведущий. Этот функционал реализуется за счет того, что в интерактивном режиме с ведущего плеера отправляются команды по UDP. На остальных плеерах в интерактивном режиме нужный фрагмент демонстрируется при появлении нужного ключевого слова по UDP протоколу.
Для тех, кому интересно узнать подробнее, на сайте производителя есть полезный ролик, показывающий процесс настройки: http://www.brightsign.biz/training/tutorials/#MultiSynch
Производитель обещает, что в будущих версиях появится возможность прямо в софте резать общий видеоконтент для того, чтобы каждый плеер отображал свою часть видеостены. Это, например, реализовано у Spinetix. Пока же контент нужно готовить отдельно. Минус этого в том, что простые решения будут готовиться дольше, неудобств больше. Плюс же состоит в том, что такой подход позволяет реализовать очень нестандартные конфигурации стен, комбинируя любые части контента, отображая их в любых вариантах.
Демонстрация видео
Каждый плеер, как уже указывалось выше, может воспроизводить видео в двух зонах.
Для проверки использовались два файла. Первый разрешением 1080p, MPEG-TS, битрейт 30.5 Mbps, второй разрешением 1080p, MP4, битрейт 16.1 Mbps.
Тем, кто лично не работал с оборудованием разных производителей, это покажется странным, однако далеко не всякий плеер может воспроизвести контент 1080p без затормаживаний, «залипаний». А это базовое свойство плеера – безупречно проиграть видео во весь экран. Надо сказать, что оба плеера (XD230 и XD1230) с этой задачей справились хорошо. Демонстрация видео сразу в двух возможных зонах также дала вполне хорошие результаты, но на XD230 плеере уже были видны небольшие тормоза на динамических сценах.
При воспроизведении видео плееры показывают себя на хорошем уровне и это приятно. Перекодирование видео не требуется. Поддерживаются форматы .TS, .MPG, .VOB, .MOV, .MP4.
Выводы
Недостатки оборудования и софта
- Написать и вывести текст на экране – задача, удручающая своей сложностью.
- Нет простого средства настройки группы плееров. Возможность, чтобы разделять плееры по группам отсутствует в бесплатной версии. Все удобства за отдельную оплату.
- Мониторинг плееров отсутствует в бесплатной версии. Вы отправляете контент и не знаете, что происходит, пока лично не убедитесь, что контент загружен и проигрывается.
- При создании проекта ограничены возможности по указанию разрешения экрана. Производитель гордо пишет про «4K Upscaling», но только зачем оно нужно, если максимальное разрешение контента – 1920*1080/60p? Это еще не все. Не поддерживаются распространенные еще на рынке разрешения WXGA и многие другие. Приходится выбирать наиболее близкое разрешение, и идти на масштабирование контента самим устройством отображения.
- Контент для видеостен необходимо готовить вручную, софт не позволяет его резать. Каждый фрагмент видеостены – отдельный проект. Настройка для пользователя неочевидная.
Плюсы оборудования и софта
- Хорошее качество воспроизведения видео разных форматом, без необходимости конвертировать его.
- Можно делать интерактивные инсталляции, подключать сенсорные экраны.
- Функционал позволяет делать нестандартные решения по видеостенам и многоэкранным инсталляциям.
- Стоимость решения в бесплатном варианте подписки достаточно низкая.
- Проекты среднего уровня делаются быстро, есть возможность быстро обучить персонал редактировать контент по заданному пользовательскому шаблону.
- Интерактивный вариант отображения контента удобный и наглядный. Можно создать множество факторов, на которые будет откликаться плеер, выдавая нужный контент в зависимости от условий.
А теперь некоторые подробности.
ЖЕЛЕЗО
Сначала про сами устройства и, конкретно, про XD 1230. Плеер сам по себе интересный, особенно благодаря тому, что у него на борту огромное количество различной периферии, которую можно использовать в проектах. Если вы обладаете достаточным умением и фантазией, считайте, что у вас богатейшее поле для создания уникальных решений, которые потом можно продавать.
Вход HDMI для подачи живого видео используется редко, но, если будет подобный проект, это добавит третью видеозону. Он нужен в проектах, где требуется трансляция живого видео с наложением дополнительной информации, например, спортбары.
RF антенный вход российские каналы не ловит. Но вот другие средства использовать можно, разобравшись.
Цена за плеер: 35 000 руб.
Плеер XD230: никакой периферии нет, но возможности ПО такие же, производительности почти такая же (как я смог заметить на тесте видео).
Цена за плеер: 25 000 руб.
Вывод: топовый плеер XD1230 нужен в двух случаях. Первый – проекты, где требуется демонстрация одного канала живого видео с наложением информации. Второй – в проектах с большим количеством периферийного оборудования (GPS, тач-скрины и прочее), которые достаточно редки.
В остальном целесообразней использовать младшие модели серии XD, которые демонстрируют то же качество.
Это запомнили, переходим к выводам по софту.
СОФТ
К софту надо привыкнуть. В большом проекте без платной версии подписки не обойтись. Подписка стоит 100$ за плеер в год. Как правило, среднее время жизни проекта – 5 лет. Таким образом, стоимость плеера увеличивается примерно на 500$ за время эксплуатации системы.
Чтобы создавать полноценные проекты нужно использовать HTML5, так как встроенных средств реально не хватает. Поэтому обзаводитесь соответствующим программистом, если хотите рисовать красивый контент. Вязать проект с внешними базами данных сложно. Плееры в проекте не линкуются, для сложных инсталляций есть лишь возможность синхронизации по времени и различным внешним факторам.
Вывод: в сложный и большой проект с ними не пойдешь, а вот создавать проекты среднего масштаба при наличии соответствующих знаний можно.
САМ БРЕНД
У многих дилеров, которые входят в эту сферу только-только, и у которых еще нет опыта, вопросы будут обязательно. И здесь важным фактором будет являться то, сможет ли поставщик обеспечить достаточный уровень сервиса и поддержки. Конкретно, это:
- Элементарные ответы на вопросы. Насколько быстро поставщик сможет отвечать на различные вопросы, включая самые идиотские и глупые.
- Насколько производитель предлагает типовые и готовые решения. Насколько та или иная ниша проработана производителем и поставщиком с точки зрения готовых и обкатанных решений. И тут возникает, на мой взгляд, самая большая сложность. Потому что, к сожалению, оборудование поставить легко, а предложить готовые, типовые и хорошо работающие решения пока что под силу далеко не всем.
ОБЩЕЕ РЕЗЮМЕ
Это не универсальные устройства, которое «включил и полетели». Необходимо приноровиться и знать, как работать именно с данным производителем, т.к. есть специфические особенности, которые проявились сразу же. Информации на сайте производителя мало.
Продавать этот бренд, возможно, проще, чем другие, благодаря стране производителю и невысокой базовой цене. Но на наш взгляд, интегратору начального уровня будет не хватать проработанных материалов, инсталляций, поддержки готовыми шаблонами, удобными решениями.
Смущает также платная подписка и пролонгированная оплата стоимости решения. Но, возможно, некоторые из интеграторов примут решение развернуть собственный сервер и продавать подписку самостоятельно.
Итого получаем интересное, хорошо работающее железо, качественное воспроизведение и не слишком удобную среду разработки проектов.