В конце мая АВ Клуб провел очередную встречу из цикла «Технологии нашего времени», во время которой пообщался с представителями российских аудиобрендов. Cегодня мы можем смело говорить о том, что спрос, порожденный санкциями, значительно помогает развиваться отечественным производителям. Рынок дает им уникальный шанс, и в будущем он может больше не повториться, поэтому вендорам крайне важно отвечать на этот повышенный спрос. О том, что готова на данный момент предложить отрасли компания DS Proaudio рассказывает ее директор по развитию Вячеслав Моцар.
-Как давно ваш бренд на рынке, и с чего все начиналось?
Наша история, как пирог, довольно многослойна. Сам бренд берет начало с 2019 года, но началось все гораздо раньше. DS Proaudio – это совместный проект компаний Deep Sound и «Специальные звуковые технологии». Deep Sound – это представитель рынка музыкального проектирования, занимающийся поставками и инсталляцией, а «Специальные звуковые технологии» – это производитель. Симбиоз производителя и интегратора с большим опытом реализации инсталляций помог сформировать продукт в том виде, в котором он есть сейчас и будет развиваться в дальнейшем.
Отдельно хотелось бы отметить инженерные компетенции разработчиков. Примерно в нулевых годах они решили отойти от музыкального рынка и заняться специализированными разработками. По их результатам были созданы высокомощные системы для оповещения. Такая система может быть, к примеру, подвешена на мачту или установлена куда-то на здание. Рабочая дистанция у нее составляет от 1 до 2 километров. Это очень наукоемкие мощные разработки.
Сейчас в работе находятся испытательные камеры для Роскосмоса. Задачи там следующие: нужно со всем оборудованием и электроникой, которые ставятся на ракеты, провести испытания на виброакустические нагрузки, имитирующие работу ракетного двигателя. Это колоссальное давление и экстремальные перегрузки оборудования.
В 2019 году компания «Специальные звуковые технологии» решила вернуться на профессиональный музыкальный рынок и нашла партнера в лице Deep Sound. Сотрудничество привело к появлению бренда DS Proaudio и формированию его некоего ДНК, заключающегося в ориентире на инсталляции, инженеров и проектную работу. Опыт высокомощных разработок помог создать системы, которые способны звучать довольно громко, но при этом остаются в штатном режиме работы. Конечно, на надежности это также сказывается положительно.
-Практически космические технологии здесь присутствуют?
Можно сказать и так. Опыт работы с космическими технологиями у нас точно есть.
-Каким вы представляете себе хороший профессиональный громкоговоритель? Какими характеристиками он должен обладать?
Тут дело не только и не столько в характеристиках. Конечно, им мы тоже уделяем большое внимание при разработке каждого продукта, но сейчас больше сфокусированы на поиске оптимального баланса цена/качество. Мы выбрали для себя средний сегмент, точнее по бюджету мы хотим, чтобы это был «средний» или «средний минус», а по звучанию – «средний плюс». Также, учитывая специфику рынка, мы понимаем, что в широком плане более половины продукта находится за пределами корпуса акустической системы. Это DWG-файлы для проектировщиков, которые у нас сделаны практически на все системы, GLL-файлы для электроакустических расчетов, в том числе для EASE Focus, пресеты и другие элементы окружающей само устройство инфраструктуры.
GLL-файлы есть не на всю линейку, а на модели, используемые в серьезных проектах, где электроакустический расчет необходим практически всегда. На остальной ассортимент мы также планируем их делать, но позже. Тогда у нас будет весь пул GLL-файлов. Пресеты у нас присутствуют как для активных систем, так и для бюджетных китайских усилителей, от которых работают пассивные системы.
серия ANT
Также абсолютно на все системы у нас есть шпаргалка ТЗ (Форма 2 для тендеров), призванная помочь проектировщикам и менеджерам с его составлением. Имеется в портфеле и базовый набор аксессуаров. Часть мы производим сами, часть берем на рынке у хорошо зарекомендовавших себя поставщиков, например, у Gravity. Мы нашли ряд удачных решений, которые не пришлось разрабатывать самостоятельно, и держим их на своем складе.
Наличию на складе и планированию производства, особенно последний год или даже полгода, мы уделяем большое внимание. Рынок дал нам шанс, идет колоссальный рост, что является большим как организационным, так и финансовым испытанием. Вызов мы приняли и по этому направлению тоже работаем. Потому что колонка, которой нет в наличии, пользу обществу не приносит.
-Есть ли у вашей продукции какие-то характерные конструктивные особенности?
Если говорить о нюансах, то я бы отметил, что наши разработчики с особой любовью относятся к коаксиальным конструкциям громкоговорителей, поэтому у нас вся линейка продукции, кроме звуковых колонн, где это невозможно, построена по коаксиальной схеме. Более того, даже наш линейный массив с постоянной кривизной тоже с коаксиальным расположением волновода. Плюс такой конструкции – равномерная диаграмма по горизонтали, а глобальных минусов вообще нет. Не скажу, что это уникальное решение, так как похожие, но сделанные немного по-другому конструкции мы видели, но определенно характерной особенностью это является. Самое главное, что у нас с технической точки зрения это прямо очень удачно получилось.
Достичь этого удалось потому, что мы являемся разработчиком и производителем динамиков. Если говорить о нашем линейном массиве, то его создание началось именно с динамика. Мы разработали динамик, конструкцию, получили на это патент, и нам очень нравится результат.
серия CX
-Какие продукты входят сегодня в ваш модельный ряд? На какие площадки и задачи они ориентированы?
При разработке своего модельного ряда мы двигались от малых систем к большим. Сначала появился компактный звукоусилительный комплект ANT, состоящий из двух сателлитов и 12-дюймового сабвуфера со встроенным трехканальным усилителем. Так как эта система активная, то она подходит для решения широчайшего круга задач, даже тех, о которых мы изначально и не предполагали. Это может быть качественное домашнее караоке, озвучивание лаунж-зон, конференций. Прокатчики их используют как некие системы доозвучки либо системы мониторинга для диджеев и так далее.
Затем были созданы универсальные системы серии CX – обычные точечные источники, которые, как мы считаем, просто необходимо иметь в своем модельном ряду. В серию входят два двухполосных сателлита с 12-дюймовыми и с 15-дюймовыми динамиками, доступные в активном или пассивном исполнении, 15- и 18-дюймовые сабвуферы и активная трехполосная система, созданная несколько нестандартно. В ее конструкции задействован 15-дюймовый динамик почти как от сабфуфера, который настроен на наилучшую передачу низких частот, а также 6-дюймовый среднечастотник и дюймовый драйвер, расположенные коаксиально.
Следующий наш продукт – коллинеарные звуковые колонны серии PLR, предназначенные для театров, музеев и других объектов, где важны не только качество звука, но и эстетика. Они аккуратно и изящно смотрятся, опционально доступны в белом цвете. Естественно, есть у нас и мониторы (серия MONITOR), но пока только пассивные. Активные – в разработке.
серия PLR
- Что означает термин коллинеарный? Это какая-то маркетинговая находка или за ней стоит что-то значимое с точки зрения звука?
-Понятно, что термин звучит красиво, иначе бы им не называли продукты, так что отчасти это можно назвать маркетингом, но инженерная составляющая здесь, конечно, тоже присутствует. Связано это с расположением динамиков. Если внимательно посмотреть на звуковую колонну, то можно заметить их сложное нелинейное размещение, задача которого – получить единый волновой фронт. Кстати, эта система пассивная с кроссовером, поэтому подключение bi-amp для нее не требуется.
-Спасибо за разъяснение. Давайте, тогда вернемся к обзору ассортимента.
Довершает модельный ряд инсталляционная система ERA. Она допускает вертикальный или горизонтальный подвес и создание двух видов граундстеков. К разработке граундстека мы подошли творчески, так как неоднократно видели, что системы ставят на обычные штанги, а такие конструкции вызывают у нас опасения в своей ненадежности. Мы решили сделать это через ферму, которая позволяет расширить этот комплект. Например, мы можем взять два сабвуфера, установить на них ферму и уже сверху на ней разместить три сателлита. Благодаря этому, если невозможно подвешивание, то такой граундстек помогает довольно серьезно поднять сателлиты над головами зрителей.
серия ERA
-Есть ли у вас собственное звукоусиление и процессинг? Ведутся ли здесь какие-то разработки, учитывая то, что вы стараетесь все производить сами?
Скажем так, в этом направлении мы двигаемся по нескольким векторам. Конечно, этот вопрос крайне насущный, потому что система звукоусиления без усилителя системой не является. Для среднебюджетного сектора у нас есть свои усилители производства КНР, которые мы ввозим и держим на складе. Они снабжены встроенными DSP с прописанными пресетами под наши пассивные системы.
Что касается проектов, где необходимо более высокое качество звука, мы пока используем усилители сторонних производителей, причем ведем крайне плотное общение с российскими разработчиками. Например, в Твери есть хорошие производители процессоров. Как только получится сделать законченную полностью отечественную систему, то мы это сразу сделаем.
На текущий момент в своих проектах мы ориентируемся на процессинг Marani. У нас есть базовые пресеты, а сами оконечные усилители уже выбираются либо исходя из конкретной задачи, либо исходя из бюджета, потому что с ними, учитывая сложившуюся в отечественной индустрии ситуацию, тоже есть нюансы. Это логистика поставок, наличие и прочие скорее организационные факторы. Но эта сторона у нас тоже закрыта.
-Как у вас обстоят дела с вхождением в реестр Минпромторга?
Мы находимся на долгом, мучительном, но, я надеюсь, на финальном отрезке этого пути. Уже добрались до верхушки Торгово-промышленной палаты в Санкт-Петербурге. Думаю, сейчас все двинется более активно.