С 11 по 14 февраля в Амстердаме пройдет крупнейшая мировая выставка профессионального AV-оборудования и технологий Integrated Systems Europe 2020. В преддверии мероприятия АВ Клуб, который в этом году в рамках проекта Марафон ISE 2020 вновь выступит информационным спонсором смотра и расскажет российской аудитории обо всех его значимых событиях и интересных новинках, побеседовал с Майком Блэкманом, управляющим директором Integrated Systems Events, приезжавшим в октябре в Москву на Integrated Systems Russia.
Что вы думаете о проходящей ISR 2019? Как оцениваете ее нынешний уровень и состояние российского рынка proAV?
Я оцениваю ее весьма высоко. Я ходил по выставке, общался со множеством иностранных экспонентов. Несмотря на то, что одна или две компании по различным причинам сократили свои бюджеты и не смогли в этом году принять участие в мероприятии, я настроен оптимистично. Мы давно работаем в этой отрасли и намерены остаться здесь надолго. Определенно могу сказать, что мы видим стабильный рост ISR и настроены позитивно. Я считаю, что эта выставка упрочила свои позиции. Мы проводим ряд мероприятий для того, чтобы побудить ряд компаний вернуться на ISR, а также привлечь множество новых.
Давайте перейдем к предстоящей ISE. Что нового мы увидим на выставке в 2020-м?
Так как это первая выставка в календарном году, то экспоненты традиционно демонстрируют много новых продуктов. Будет показано более четырнадцати VR-, AR-решений, созданных различными производителями. Со своей стороны мы организуем новые конференции, например, в феврале впервые пройдут Control Rooms Summit и Digital Cinema Conference. Мы вновь откроем главную сцену в Зале 14, где представим множество коротких, но вдохновляющих презентаций на разные темы, доступных для посетителей бесплатно. Платные конференции пройдут в отеле Օkura, который находится всего в 7 минутах ходьбы от места проведения мероприятия, и куда для удобства посещения мы организовали трансфер. Из наиболее интересных я бы отметил Digital Signage Summit и Blooloop. Заходите на наш сайт www.iseurope.com. Там вы увидите список всех доступных событий и легко сможете найти конкретное мероприятие в интересующей вас сфере. Также мы ведем переговоры об использовании нового здания для проведения ставшего уже традиционным мэппинг-шоу. Естественно, у нас будет новый спикер, который обратится с приветственным словом, и в этом году им станет Дункан Уордл, занимавший руководящую должность в Disney.
Как вы выбираете основного спикера?
В первую очередь, мы ориентируемся на наших посетителей. У нас также есть комитет экспонентов, который помогает нам в работе. Это один из факторов, сделавших ISE успешной. Мы не просто ищем того, кто может что-то сказать, а стараемся пригласить на нашу выставку тех, кого бы хотело видеть большинство экспонентов. После этого мы анализируем, насколько спикер сможет привлечь новых посетителей, которых у нас в данный момент нет, и ведем переговоры о сотрудничестве. Мы каждый раз стараемся представить публике громкое имя и выбираем новых людей, которые смогли бы сделать из своего выступления впечатляющее шоу. У нас уже были архитектор Карло Ратти, президент и генеральный директор Cirque du Soleil Даниэль Ламар и ряд других гостей. Это работает и помогает нам привлекать новую аудиторию.
Какой прирост посетителей и экспонентов вы ожидаете в будущем году? На сколько увеличится выставочное пространство?
У нас есть внутреннее соревнование для персонала, которое мы называем Registration bingo. Перед выставкой все записывают на листке бумаги предполагаемое количество посетителей и вместе с 10 евро кладут в коробку. Вечером в последний день мероприятия мы устраиваем вечеринку для сотрудников и ищем человека, чье число было ближе всех к итоговой цифре, вручая ему все деньги. Это такая забавная и хорошая традиция. За прошедшие 15 или 16 лет я ни разу не угадал правильную цифру, хотя и бывал к ней близок. Чаще всего прав, конечно же, наш финансовый директор, так что, планирование - это не совсем по моей части, но я был бы очень рад видеть десятипроцентное увеличение числа посетителей. Выставочное пространство в этом году у нас будет на 8% больше, а количество экспонентов должно перевалить за 1400.
Как насчет гостей из России? Как мы могли видеть из вашей статистик,и их количество также растет.
Да, количество российских специалистов увеличилось за год с 1500 до 1800 человек. Надеюсь, на ISE 2020 мы снова увидим 20% прирост. Одной из причин, по которым мы проводим ISR, является тот факт, что не у всех участников рынка есть потенциальная возможность поехать на главное шоу в Амстердаме. Результаты выставки здесь, в Москве, помогают нам развивать то, что мы делаем. Это работает в обоих направлениях. Кроме того, некоторые производители своими силами привлекают посетителей ISR на ISE, например, компания Panasonic.
Можно сказать, что сегодня AV over IP из какого-то тренда перерос в неотъемлемую часть индустрии. Могли бы вы отметить другие перспективные тенденции, которые ждет столь же впечатляющее будущее?
Мы видим активное развитие в сфере совместной работы, в последние несколько лет появились гибкие и прозрачные светодиодные экраны, в маркетинге удержания стали все чаще применять 3D-звук. Я думаю, мы будем видеть все больше таких вещей и считаю, что это просто феноменально, как их развитие влияет на то, что могут сделать проектировщики. Имея все эти перспективные возможности, вы можете быть гораздо более креативным. Каждый год на выставке демонстрируется много новых идей, и мне самому всегда интересно за этим наблюдать, потому что большинство из них я вижу впервые.
Еще одним заметным технологическим трендом можно считать активное развитие светодиодных решений, которые за счет снижения шага пикселя смогли предложить высокое разрешение, при этом по ряду ключевых характеристик LED-решения превосходят ЖК. Как вы думаете, кто победит в этой гонке и смогут ли LED вытеснить LCD?
LED-экраны действительно впечатляют, хотя проблема нагрева в них все еще не решена до конца. Светодиоды, определенно, дают больше гибкости, вопрос здесь лишь в ценообразовании и шаге пикселя. Я думаю, что всегда будут приложения, где мы будем продолжать использовать ЖК. Но, когда цены на светодиоды начнут существенно снижаться, то мы увидим как в инсталляциях станут применять все больше и больше LED-экранов. В конечном счете, думаю, они захватят эту нишу.
Один из участников наших выездных мероприятий AV FOCUS, заведующий постановочной частью Пермского театра поделился с нами опытом применения очень старого LED-экрана с шагом пикселя 10 (!) мм. Используя свою креативность, он смог органично вписать такой экран в спектакль.
Вы наверняка знаете, что каким бы большим ни был шаг пикселя, пока это решение работает для конкретного приложения – его можно использовать. Все зависит от расстояния, на котором необходимо разместить экран от зрителей. Если это будет высоко, где-нибудь на башне, то это может сработать. Вчера я ехал по Москве вдоль набережной и увидел над водой синюю арку. Вначале я подумал – что это такое? Но когда подъехал ближе, то увидел, что на самом деле это светодиодный экран, демонстрирующий картинку. Мне кажется, вписать LED-экран в архитектурный контекст – это очень креативный подход.
Как вы видите внедрение искусственного интеллекта в сферу proAV?
Я уверен, что ИИ будет становиться все более неотъемлемой частью того, что мы делаем. Я думал об этом на днях. Я был на пути в аэропорт или собирался покинуть его, и мой iPhone спросил, не хочу ли я заказать Uber или воспользоваться автосервисом аэропорта? Я подумал: «Интересно! Как он это сделал?», заглянул в свой календарь и увидел, что лечу в Москву. Это пример персонализированного консультирования с использованием ИИ, которое можно все чаще увидеть в Digital Signage. Определенно, реклама с каждым днем будет становятся все более персонализированной.
Ваша история похожа на то, что мы видели в фантастических фильмах, но в некоторых из них бывают и такие неприятные перспективы, как восстание машин.
Всегда будут люди, которые беспокоятся об этом. Мой телефон точно определяет, где я нахожусь и знает, куда я направляюсь, потому что он говорит мне, как туда добраться. Это не так страшно, но иногда действительно беспокоит. На прошлой неделе я видел документальный фильм «Большой хак», в котором рассказывалось как Facebook и Cambridge Analytica были вовлечены в историю с выборами Трампа и прочее. Они использовали искусственный интеллект, чтобы проанализировать, насколько человек тверд в своем политическом выборе, а затем выбирали потенциальных оппонентов и рассылали им письма. Когда ты видишь такие перспективы использования ИИ, это действительно пугает, но я все же думаю, что есть много конструктивных путей.
Технологии – это то, что может случиться с нами в реальности. Если мы все вернемся к жизни в пещерах, то баланс между работой и личной жизнью изменится. Сегодня люди получают все больше свободного времени, они имеют больше реального дохода и хотят что-то с этим делать, например, наслаждаться вещами. Мне кажется, наша отрасль предоставляет им такую возможность. С точки зрения того, что она предлагает, индустрия является крайне захватывающей. Мы имеем отношение ко всему: развлечениям, гостеприимству, розничной торговле и множеству других сфер, и я верю в то, что мы стремимся улучшить жизнь и работу людей.
Как на данный момент обстоят дела с разрешением 8K?
Я могу рассказать, что происходит. Когда дело касается телевидения, то здесь почти все уже получили доступ к 4K, и думаю, что это становится стандартом. Но у нас не так много контента на этом уровне. Я думаю, что 8K первоначально будет востребован в кинотеатрах. Не уверен насколько это необходимо для proAV, но это то, что люди ожидают, когда переходят на уровень бизнес-класса. Допустим, очень высокое разрешение в AR-, VR-приложениях имеет смысл тогда, когда мы говорим о совместном управлении, медицине и других подобных областях, где точность отображения данных важна до миллиметра. Когда же дело доходит до конференций, презентаций или розничных продаж, то я не уверен, что это является остро необходимым. А с другой стороны, каждый раз, когда мы создаем что-то – 8K или 16K, – быстро появляются люди, которые находят приложения, где использование этих новинок востребовано. В английском языке есть такое выражение как "Build a better mousetrap", означающее, что каждый хочет придумать что-то лучшее, каждый старается сделать что-то лучше каждый раз. Это внушает определенный оптимизм. Очень приятно видеть, как быстро развивается отрасль и появляются новые продукты.
Мы слышали, что перед выставкой в Амстердаме отели стали сильно завышать цены. Это правда?
Надеюсь, что нет. У нас есть с ними соглашение. Мы работаем с гостиничным сервисом RAI, с которым у нас заключен долгосрочный договор. Они бронируют для нас много отелей, что позволяет поднимать цены не более чем на 3% в год. Так что, эти отели не смогут повысить цены. Планируя переезд в Барселону, мы также бронируем на мероприятие 80% номеров. На будущее у нас есть трехлетний контракт, а также частичное соглашение. Перед тем как договориться о смене дислокации, мы сказали, что нам нужны забронированные отели; если посещение выставки становится слишком дорогим, мы теряем посетителей. Так что бронирование отелей - это часть соглашения, помогающая сохранить цены стабильными.
Отели и авиакомпании по всему миру работают по принципу спрос-предложение, и чем больше спрос, тем выше цены. Например, в отелях существует менеджер по планированию цен номерного фонда, в обязанности которого входит наблюдение за средними ценами в городе и спросом. И если он видит, что свободных мест нет нигде или все подняли цены, то он тоже будет поднимать цены. Это просто бизнес. Я живу в Мюнхене, где проходит очень крутой "Октоберфест". Население Мюнхена составляет 1,6 млн. В Германию на этот фестиваль приезжает 7 млн. Таким образом, несложно представить, что происходит с загрузкой отелей.
В пригороде Мюнхена есть небольшой отель, где средняя цена номера не превышает 60 евро за ночь, но во время «Октоберфеста» эта цена вырастает до 250 евро. Потому что они знают, что город заполнен, и тоже поднимают цены, получая более высокую среднегодовую стоимость. Так что, определенно будут отели, не связанные соглашением, которые назначат более высокую цену, и мы ничего не может с этим сделать. Но мы пытаемся влиять на это. Подобная работа активно проводится нами как в Амстердаме, так и в Барселоне. Мы договариваемся с отелями, с авиакомпаниями, уточняем возможности для перевозки, обсуждаем цены и так далее. Лучшее решение – это, конечно же, забронировать все сейчас. И отель, и перелет.
Перед выставкой мы проводим среди аудитории АВ Клуба конкурс, в котором главным призом будет поездка на ISE 2020 в Амстердам. Победителям, занявшим второе и третье места, мы хотим подарить поход в музей и ужин в ресторане, но не в обычном, а с активным применением мультимедийных решений. Могли бы вы порекомендовать такой ресторан?
В Амстердаме у меня есть много любимых ресторанов, к сожалению, ни один из них не силен в мультимедиа. Пожалуй, иногда мне надо менять места. Я обязательно попрошу свою команду в Амстердаме подыскать для вас интересный вариант, со своей же стороны могу порекомендовать музей-пивоварню Heineken Experience и музей House of Bols. Они оба активно использует мультимедиа. House of Bols – это музей, посвященный широкому ассортименту алкогольных продуктов голландской компании Bols. Чтобы приготовить коктейли разных цветов и вкусов, используя в качестве основы джин, водку, ром или виски, требуются другие алкогольные ингредиенты, придающие вкусовой оттенок или изменяющее цвет. Bols – это один из ведущих мировых производителей таких напитков, начинавший с выпуска голландского джина женевера, а сегодня имеющий обширный ассортимент разнообразной продукции. В этом музее вы сможете увидеть весь путь развития компании, при этом часть экспозиции реализована с помощью мультимедийных технологий. Вы даже можете пожонглировать бутылками, как бармен из фильма «Коктейль» с Томом Крузом, и получить видео, которое они для вас запишут.
Приезжайте в Амстердам, будет интересно!
Читайте АВ Клуб в Telegram