«Тренды за годы не изменились, но их контуры стали отчетливее»

«Тренды за годы не изменились, но их контуры стали отчетливее»

03 апреля 2020
Николай Шатин Руководитель лаборатории программно-аппаратных решений Ascreen

Вынужденный «отдых» от выставок и прочих мероприятий в связи с известными событиями ждёт нас как минимум до конца апреля. Самое время в спокойной обстановке осмыслить недавнее прошлое и понять, какие тенденции окажут наибольшее влияние на посткоронавирусный мир. Специально для самоизолировавшихся компания Ascreen подготовила обзор крупнейшей в мире выставки для профессионалов в области AV-технологий Integrated Systems Europe, прошедшей с 11 по 14 февраля в Амстердаме. ISE проводится с 2004 года, причем с 2005 года — в выставочном комплексе RAI.

obzor-vystavki-ise-2020-1.jpg

В этом году его стены принимали выставку в последний раз: из-за отсутствия возможности разместить всех экспонентов ISE 2021 пройдет в Барселоне, в более вместительном Fira Barcelona Gran Via.

ISE 2020 состоялась под знаком надвигающейся пандемии. «Первой ласточкой» стала отказавшаяся от участия в мероприятии компания LG, за ней последовала Iiyama и ряд китайских производителей. Их стенды заменили фудкортами. По неофициальным данным всего от участия отказалось порядка 50-100 компаний, правда, на фоне прибывших на выставку примерно 1300 экспонентов это выглядело не так уж драматично.


Коронавирус повлиял и на посетителей – многие зарегистрировавшиеся решили остаться дома. Весьма некстати случился и ураган в Европе, из-за которого многие не смогли вылететь вовремя. В итоге на выставку по официальным данным приехало 51 852 человек, что примерно на 35% меньше, чем в 2019 году (81 268 человек). Самих посетителей было порядка 35 тысяч, а еще 16 тысяч составили представители участников. Зато на 150 человек увеличилось количество гостей из России.


Структура выставки

Экспоненты разместились в 15 павильонах, разбитых на 7 основных тематических зон: звук и прокатное оборудование, цифровая реклама, образование, решения для частных лиц, умные здания, решения для совместной работы и инновации. Как справедливо замечали многие эксперты, если 8 павильон все избегали на бессознательном уровне, то зону инноваций в этом году действительно было непросто найти.

По данным организаторов, площадь, занимаемая стендами, составила порядка 56 000 м2, что примерно равно Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. При общей площади выставочного центра ~100 000 м2 обойти все стенды за 4 дня оказалось невозможным.

Приметы времени: алкогель стоял открыто на многих стендах. Вопрос по алкоголю на многих стендах практически не стоял.


Тренды

Рассмотреть стенды всех производителей и описать все технические новинки в одном обзоре не представляется возможным. Поэтому мы выделили основные тенденции и рассмотрели, как они отражаются в продукции наиболее крупных представителей рынка. Если кратко: тренды за последние годы особо не изменились, однако контуры их стали довольно отчетливы.

Тренд №1. За счет роста мирового ВВП рынок ProAV (по информации AVIXA) продолжает расти. И если в 2019 год его объем оценивался в $247 млрд, то в 2024 году это уже $325 млрд. Ввиду отсутствия прорывных технологий, рост этот будет иметь интенсивный характер, количество участников рынка будет расти, о чем красноречиво свидетельствует неспособность RAI разместить стенды всех желающих. Как говорится, смотришь на цифры, потом смотришь в окно, потом опять на цифры…


Тренд №2. Аудиовизуальные технологии планомерно уходят в IT и интегрируются с локальными и глобальными сетями передачи данных. Примером может служить анонсированный в 2017 году на ISE стандарт (он же и альянс производителей) SDVoE. В связи с этим трендом возрастают и требования к специалистам, о чем также говорилось в рамках семинаров выставки. Ведь для успешной работы с этим стандартом необходимо как минимум следующее:

  • понимание модели стека сетевых протоколов;
  • понимание того, как работают интерфейсы прикладного программирования;
  • понимание основ проектирования сетей и их топологии;
  • знание форм широковещания;
  • знание протоколов передачи аудио-видео данных по сети;
  • понимание работы сжатия аудио-видео данных.

Многие компании, впрочем, представляют и свои сетевые решения, не менее требовательные к знаниям специалистов, например, на базе Dante AV или DM NVX у Crestron. В общем и целом, дешевле такой многодисциплинарный труд пока, видимо, не станет, как и количество специалистов, способных закрыть этот фронт работ, внезапным образом не увеличится. И это тоже проблемы, которые предстоит решать рынку.


Тренд №3. Стоимость «железа» в совокупной стоимости многих продуктов падает, что компенсируется увеличением доли сервисов в продукте (AVaaS). Эти сервисы представляют из себя следующее:

  • удаленный доступ к продукту (аппаратная часть не обязательно на клиентской стороне);
  • его настройка и техническая поддержка.

При этом, сам доступ заказчика к продукту, включая доступ к «железу», становится временным явлением, которое действует пока есть подписка на сервис. В рамках такой модели продаж специалисты по удаленной поддержке продуктов, по-видимому, также не останутся без работы, ну или специалисты по внедрению будут обрастать все большим дополнительным функционалом, как это часто бывает в небольших командах.

Тренд №4. Количество AV-контента неуклонно растет, а вместе с ним и продажи различных медиа-серверов. При этом очевидно, что требования к такому оборудованию будут обусловлены более высокими требованиями к вариантам взаимодействия пользователя с контентом: через анализ движения, определения положения различных меток, анализ профиля пользователя и его сетевой активности. О том, где брать эту информацию о пользователе, видно из следующего тренда.


Тренд №5. О больших данных и машинном обучении последнее время стали говорить все реже, массовая информационная подпитка этой сферы слегка подсдулась. Помимо этого, все основные сферы применения больших данных и машинного обучения уже изведаны, но оборудования на базе этих технологий пока на рынке proAV сильно больше не становится. Но в целом, можно предположить, что технологические гиганты, активно собирающие данные о пользователях, будут играть важную роль в этом направлении. Это позволит реализовать на базе платформ DXP (Digital Experience Platform, или платформы пользовательского опыта) подстройку контента под конкретную обстановку и конкретного пользователя. Этому же будет способствовать и развитие сетей 5G.

Тренд №6. Рынок светодиодных экранов растет, они становится дешевле, качественнее, отрабатываются технологии microLED и miniLED. На этом фоне все более очевидна конкуренция с классическими LCD-видеостенами, видеопроекторами и профессиональными дисплеями в целом.


Тренд №7. На рынке ВКС и систем для совместной работы накопилось критическое количество различных реализаций. Пользователи же пользуются всем подряд. Возникают сложности в интеграции таких систем, их использовании и обслуживании. Поэтому различные производители стремятся к глобальной совместимости, аквариумы (huddle room), что бы это на текущий день ни значило, – основной тренд.

Тренд №8. Наблюдается активный рост рынка, связанного с киберспортом. Появляются образовательные учреждения с изучением данной дисциплины. Стаффордширский университет (Великобритания) в 2018 году открыл специальность по данному направлению, а в Китае есть уже более 20 университетов, дающих образование в этой сфере. ProAV оборудование и технологии уже сейчас используются для проведения киберспортивных соревнований и оснащения кибер-арен.


Тренд №9. По информации Rethink Technology Research, к 2025 году рынок интеллектуальных зданий в мире вырастет до $92,5 млрд по сравнению с $4,2 млрд в 2019 году. То есть, более чем в 20 раз! Это может подразумевать рост потребности в интерактивных пространствах с ориентированными на человека системами освещения, иммерсивным управлением звуком (голосом и жестами), подстройкой контента в помещении под состояние окружения. Таким образом, сложность разработки интерактивных пространств будет возрастать.

Тренд №10. Корпоративное телевидение. Как коммерческие организации, так и образовательные учреждения все чаще хотят создавать и продвигать свой уникальный контент для привлечения внимания аудитории, проводящей все больше времени онлайн. Технические решения для создания подобных систем существуют уже не первое десятилетие, однако в некоторых аспектах идет их адаптация под реалии этого сектора рынка.

Светодиодные технологии

Следуя глобальному тренду, большинство крупных компаний, вроде Barco, Christie, Mitsubishi, NEC и Samsung представили свои решения на светодиодах. У вендоров пока редко встречаются эксперименты с «нестандартными» светодиодными модулями, все «нестандартные» решения в основном делаются не столь известными китайскими производителями.


Впрочем, удивлять по-прежнему могут и решения, полученные обычным «наращиванием мускул». Например, компания Leyard продемонстрировала светодиодную 8K-видеостену с шагом пикселя 0,6 мм. Качество изображения, несмотря на видеоряд с перекрученной насыщенностью, получило высокие оценки наблюдателей. Кроме того, представители северной части полушария могли заметить и еще один неоспоримый плюс – этот плюс уже с расстояния двух метров от экрана позволял комфортно греть руки. Единственный недостаток, который многие разглядели в едва заметных межпиксельных промежутках и изредка попадающихся битых пикселях – это стоимость подобного решения.



Не менее интересной показалась видеостена Samsung, которая имеет название The Wall. При разрешении 8K, шаге пикселя 0,84 мм, прекрасной цветопередаче и пиковой яркости в 2000 нит – это почти Pink Floyd! Впрочем, по количеству проданных копий – это точно не Pink Floyd…


На стенде Unilumin на гигантском 16K-экране ситуационного центра, сформированного из панелей с шагом пикселя 0,9 мм, можно было наблюдать за изменениями в городской среде. Было на стенде и решение с шагом 0,5 мм (Upanel 0.5S), однако, в виде единичного модуля.


Что касается стандартных решений других производителей, то, например, компания Absen представила светодиодные модули с шагом 0,7, 0,9, 1,2 и 1,5 мм, которые можно успешно использовать для вывода изображений с высокой степенью детализации (например, карты и схемы в тех же ситуационных центрах). Столь малый шаг – это еще один звоночек о скором приходе LED в бытовой сегмент, но стоимость производства microLED пока сдерживает этот процесс.


Из нестандартных решений на светодиодных модулях заслуживают внимания модули треугольной формы и в виде сектора круга, показанные на своем стенде Absen. Данное решение может быть актуально для прокатных организаций и в мультимедийных инсталляциях.


Компания Ledeca продемонстрировала интересную инсталляцию на базе гибких светодиодных панелей. Это хороший пример того, что любая технология имеет свои ограничения – с близкого расстояния вау-эффект улетучивается, так как шаг пикселя довольно велик.


Стенд компании Rocketsign был выполнен, так сказать, «с огоньком». На нем демонстрировались гибкие светодиодные решения, качество изображения у которых далеко не как у The Wall, но зато можно делать радиусные инсталляции, правда, со стандартным каркасом и фиксированным радиусом.



Компания Unilumin продемонстрировала экран из гибких модулей серии UHF с шагом пикселя 1,9, 2,5 и 3,8 мм.


На стенде Samsung были показаны изогнутые решения для коммерческого рынка на базе стандартных прямоугольных модулей. Интересным показалось также угловое решение с достаточно малым швом на стыке.


Многие производители на выставке представляли светодиодные интерактивные полы. Одни были просто с применением RGB-ленты, другие на полноценных светодиодных панелях. Качество их очень разное. Некоторые из представленных на выставке полов совсем не музыкально скрипели, когда на них встаешь, но были и более качественные решения. Общим моментом для всех них является один физиологический нюанс – при быстро меняющемся контенте и опущенной вниз голове начинало штормить.


Для тех, кто заблудился в мире технологий производства светодиодов, на стенде компании LANG была представлена экспозиция с различными типами LED-модулей, а сотрудники компании любезно проводили ликбез по каждому из решений. Это еще одно подтверждение активного развития технологии. На что стоит обратить особое внимание – это технологии CoB (Chip on Board) и GoB (Glue on Board). Особенностью CoB является объединение нескольких светодиодов (например, RGB) на одном SMD-модуле, которые затем группируются на печатной плате, что позволяет снизить энергопотребление и увеличить разрешение. GOB – механическое улучшение обычной технологии LED. Здесь используются SMD-модули, покрытые специальным клеем, помогая сделать дисплей более устойчивым к ударам. Это актуально для определенных сегментов рынка, например, прокатного бизнеса.

obzor-vystavki-ise-2020-26.jpg

Стоит заметить, что использование защитного слоя как в GoB так и в CoB приводит к одному полезному побочному результату – поверхность становится гладкой, а значит ее можно использовать в сочетании с тач-технологиями.

Проекционные технологии

В стремлении угнаться за светодиодами, проекторы становятся ярче, наращивают разрешение до 8K, при этом повышаются габариты и вес. В связи с этим появляется интересный подход: разделение оптического блока и «мозгов», что позволяет распределить шум и тепловыделение, а также создать небольшую компактную проекционную «голову». У компании Digital Projection как раз имеется такая технология, которая называется MLS (Modular Laser System).


На соседнем с Digital Projection стенде компания Canon демонстрировала, что сверхвысокое разрешение можно успешно получать и при помощи сшивки нескольких проекторов с меньшим разрешением. Ключевыми факторами здесь стали уровень самих проекторов 4K6021Z, идеальная сшивка и качественный контент. За счет того, что на экран выводился не самый динамичный видеоряд в формате DPX с разрешением 8K и частотой 60 к/с, полностью отсутствовал строб и артефакты компрессии.


На стенде Epsonбыл представлен проектор EB-1485FI, имеющий нестандартное соотношение сторон 16:6. Интересна возможность объединения двух таких проекторов в единое интерактивное поле. Это все опять про совместную работу. За счет интерактивности и нестандартного разрешения, с проекцией могут одновременно взаимодействовать 2 человека.


В параде гигантов участвовали проекторы многих компаний, включая уже упомянутые ранее Epson, Barco и Panasonic.



При этом Barco позиционировал себя, как самый компактный среди этой увесистой команды.


Хотя у компании Panasonic были на этот случай свои весы и линейка…


Проектор Barco, поправив линзу, пытался выдвинуть свои интеллигентные доводы, но тут подоспел десяток пятидесятитысячников Panasonic и эти доводы оказались неэффективны.


Проекторы сами по себе являются только источниками оптического сигнала, поэтому этот сигнал должен быть распределен на некой поверхности для его фиксации глазом. На выставке в этом сегменте также было показано несколько интересных решений. Давно известный на рынке Dnp Supernova One 08-85 засветился на стенде Canon в паре с проектором яркостью 4000 люмен. Паразитная засветка была в пределах 100 люкс. Оптические свойства материала этого экрана таковы, что подавляют типовую паразитную засветку, увеличивая контрастность изображения до 7 раз. Экран имеет большие углы обзора по горизонтали, в чем на выставке можно было убедится самостоятельно.

Следующий интересный экран позволяет эффективно использовать УКФ-проекторы в освещенных помещениях. Его оптические свойства таковы, что падающий под определенным углом свет практически полностью подавляется для наблюдателя. Это как раз тот случай, когда можно «запороть» инсталляцию неверной ориентацией экрана при монтаже.



dnp ClearSign – это прозрачный экран, помогающий достичь легкого эффекта голографии. Он чувствителен к паразитной засветке, поэтому круг его применения сильно сужается.


Противостояние светодиодных и проекционных технологий подталкивает производителей экранов к разработке новых материалов. На выставке были представлены перспективные решения двух нидерландских компаний. Первое из них – это экран Carbon Black компании Carbon Black Technology.


Познакомиться с продуктом вживую можно было на стенде компании Panasonic. По сравнению с экранами, расположенными рядом, он выделялся большим контрастом в условиях паразитной засветки, лучшей цветопередачей и более глубоким уровнем черного.


Производитель объясняет это использованием экранного полотна, содержащего графитовые нанотрубки. Они вступают «в резонанс» с падающим светом и порождают на полотне видимую «зону-пиксель». Carbon Black Technology рекомендует использовать полотно в паре с лазерными проекторами. За экран в модификации Professional размером 3,2 x 1,8 метра с металлической рамкой производитель просит на своем сайте 1870 Евро.


Вторым решением стал голографический прозрачный экран NovaFabric компании Novaline, выполненный с применением все тех же нанотехнологий. Его можно было видеть у самого входа на выставку вместе с экраном Carbon Black, который выступал в роли фона.


Кроме прочего на выставке можно было обнаружить весьма интересные сценарии применения проекционного оборудования. Например, на стенде Epson красовался проекционный диван, «обшивка» которого легко меняется с планшета.


А на стенде Canon посетители могли найти тренажер телеоператора, который позволял освоить навыки концертной съемки, используя комплексное 4K-решение, включающее профессиональные камкордеры, проектор и студийные мониторы.


Традиционные устройства отображения

На фоне экспансии LED такие технологии, как проекционные, жидкокристаллические, да и, пожалуй, OLED хочется назвать традиционными. Их борьба накаляется до высоких температур в первую очередь в сфере цифровой рекламы. Здесь стоит обратить внимание на продукцию компании Samsung. Например, сверхъяркий LCD-дисплей с прямой светодиодной подсветкой OM75R. При разрешении 4K и диагонали 75 дюймов его яркость составляла 4000 нит, что делало изображение хорошо просматриваемым в условиях яркой уличной засветки.


Интересен и небольшой 13,3-дюймовый Full HD дисплей, доступный как в сенсорном, так и несенсорном исполнении. Найти качественную модель с такими разрешением и диагональю бывает непросто, а иногда подобная потребность возникает, особенно при создании интерактивных киосков и разработке других информационно-справочных систем. 


Панели QP98T-8K с технологией QLED, разрешением 8K, диагональю 98 дюймов и поддержкой стандарта DICOM могут быть использованы в медицинских учреждениях (правда с оговоркой «non-diagnostic reference purpose only»).


Благодаря высокому разрешению и встроенному квадратору, подойдут они и для систем мониторинга. 


На стенде Samsung можно было увидеть и панели для видеостен с межэкранным зазором 0,8 мм. По словам представителя одного из производителей, продуктов с меньшим зазором в обозримом будущем на рынке не появится, так как это технологически нереализуемо. 


А вот дисплеи в картинных рамках, как готовое интерьерное решение.


Компания Barco демонстрировала видеостену UniSee. При близком взаимодействии с поверхностью экрана, например, в интерактивных видеостенах, LCD остаются отличным решением, так как позволяют организовать в том числе закругленные сенорные видеостены, чем славится, компания Multitaction. Да и изображение на LCD даже при рассмотрении в упор остается приятным для глаза.

На тонкошовной видеостене Leyard можно было посмотреть актуальное для сферы образования управление контентом с планшета.


На стенде компании Lang было представлено решение, представляющее собой симбиоз обычной витрины, в которой установлен реальный объект (велосипед), прозрачного OLED-дисплея и LCD-видеостены. При начале взаимодействия со стеной OLED становится прозрачным, а для навигации по меню можно использовать Touch-интерфейс на базе устройства RadarTouch. Такое решение будет интересно, скажем, для организации интерактивных музейных витрин.


Киберспорт

Рынок киберспорта активно набирает обороты, и некоторые производители готовы уже сейчас представить свои комплексные решения для организации инфраструктурных объектов, завязанных на киберспорт. Одним из них является компания Panasonic, реализовавшая на своем стенде концепцию киберарены.


Использовались проекторы, вещательные камеры, вещательная платформа для работы со стандартами ST 2110, SDI, NDI и другое оборудование. Остановимся подробнее на вещательной платформе, которая использует одновременно ресурсы CPU и GPU для обработки видеопотоков. Открытая программная архитектура позволяет реализовать не только функции микширования, наложения титров и эффектов, воспроизведения и масштабирования сигнала, но и другие возможности, которые могут потребоваться для конкретного рабочего процесса.

Контент

С увеличением количества производимого контента потребовалось и соответствующее оборудовании для работы с ним. Например, на стенде Dataton красовался идол, засвеченный с разных сторон четырьмя проекторами, что являлось демонстрацией работы сервера сшивки на трехмерном объекте. Пьедестал, на котором располагался идол, ограничивал дистанцию приближения и тем самым минимизировал тени от посетителей.

obzor-vystavki-ise-2020-56.jpg

Похожая инсталляция присутствовала и на стенде Christie.


Многие медиасерверы, такие как Pixera, Watchout и Disguise (d3), переходят из 2D в 3D, появляется возможность загружать 3D-объект и текстуры для него.

Во дворе выставочного комплекса запрятался купольный павильон с пятью проекторами Barco 70-ой серии, имеющими разрешение 4K. Диаметр купола был более 6 метров. Для сшивки использовалась программное обеспечение Vioso, а для воспроизведения контента с разрешением 6K x 6K сервер Pixera. По оптической схеме один проектор располагался в центре, а другие четыре были установлены по кругу.


Маленький купол на базе проекторов Optoma можно было посмотреть на стенде Vioso.


Там же демонстрировался авиасимулятор на базе двух проекторов Barco с разрешением 4K и изогнутого экрана. Эффект погружения в целом присутствует, но нужно выбрать правильное расстояние до экрана, чтобы не появилась тень, чтобы достаточно хорошо перекрывалось периферийное зрение и чтобы размеры пикселя не стали слишком велики, хотя на 4K-проекторах это не так критично. ПО Vioso умеет взаимодействовать со многими приложениями, включая Pixera, Christie Pandoras Box, Dataton Watchout, а также 3D-движками Unity и Unreal.


На стенде компании Epson была представлена инсталляция с крутящимся параллелепипедом, из которого возникал болид Формулы-1. Сервер Disguise (d3) при помощи четырех проекторов в зависимости от положения крутящейся платформы обеспечивал динамическую подстройку контента.


С приходом VR все чаще стала встречаться ситуация, когда пользователю важно не просто видеть контент, но и активно взаимодействовать с ним. Софт StagePrecision, представленный на стенде AvStumpfl Pixera, способен работать со множеством типов входных данных и предает их в различные системы, в том числе и на медиасерверы.


Используя специальные метки, можно реализовать различные сценарии взаимодействия. Например, увеличивать нужную зону в контенте, подсвечивая ее «фонариком».


Или перемещаться вместе с изменением контента, выглядывая из-за кустов с фотоаппаратом.


Или же прописывать какие-то триггеры, что приводит к возникновению изменений в контенте при их срабатывании.




ВКС и системы для совместной работы

Ощутить силу хадлрум-тренда можно на примере трансформации оборудования как минимум нескольких производителей. Скажем, Bose, который известен профессиональным звуковым оборудованием, установил в саундбар камеру, адаптивные микрофоны и энкодер, представив USB-видеобар VB1.


Barco берет свою систему для совместной работы ClickShare добавляет интеграцию по USB с внешними камерами, саундбарами и микрофонами, и вот мы видим ВКС-систему ClickShare Conference, способную работать с Teams, Zoom и другими популярными кодеками.


Polycom интегрировала ВКС–кодек в видеобар, добавила беспроводную систему на подобии ClickShare, предложив системы X30/X50. В них пользователь может выбрать как интерфейс для работы с инфраструктурой SIP/H323 от Polycom, так и нативные интерфейсы Zoom, Teams и других производителей.


«Технологическая вакханалия?» - спросите вы. «Нет, естественный процесс появления новых техногенных форм за счет хаотического скрещивания!» - ответят вам участники рынка.


При этом, далеко не все хотят участвовать в этом процессе скрещивания. Являясь носителем породистых запатентованных генов, Cisco, например, не предоставляет интеграции со сторонними сервисами, предпочитая использовать свою инфраструктуру, лишь изредка объединяясь с такими представителями рынка, как Samsung. Плодами их совместной работы являются системы Webex on Display, Webex on Flip и Webex Room Panorama.


Первые две представляют собой интеграцию Webex Room Kit и «умных» дисплеев Samsung с использованием технологии HDMI Consumer Electronics Control (CEC), а также Cisco Webex Room Kit Mini, который интегрируется с флипчартом Samsung Flip 2. Webex Room Panorama представляет собой систему телеприутствия и состоит из двух 82-дюймовых дисплеев Samsung с разрешением 8K для видео, одного 65-дюймового дисплея Samsung с разрешением 4K для презентаций, кодека, четырех 5K-камер, аудиосистемы из 12 громкоговорителей и всех необходимых принадлежностей.


Логичным следствием интеграции технологий является вымирание такого класса оборудования, как ИК-пульты управления. На смену им приходят тач-панели. Например, вот такое стильное решение Poly TC8.


Были представлены на выставке и интерактивные решения для совместной работы – Microsoft Surface Hub 2S и Samsung Flip.


Crestron показала интересное решение AirBoard, которое распознает изображение на обычной маркерной доске и переводит его в цифровой видеосигнал.


В заключение стоит отметить, что нынешняя обстановка в мире, вероятно, ускорит внедрение VR-технологий, дистанционного общения, обучения и работы. 

Читайте АВ Клуб в Telegram

Источник: ascreen.ru

Подпишитесь на рассылку
и получайте популярные статьи, видео и кейсы за неделю в одном письме