В последние годы PTZ-камеры все чаще можно встретить в самых разнообразных приложениях, начиная от переговорных с системами видеоконференцсвязи и заканчивая большими студиями для производства телевизионного контента. Об их возможностях, сценариях применения и потенциале для интеграции рассказывает Тимур Хабибулин, ведущий специалист по предпродажной техподдержке в компании Sony.
- В каких приложениях PTZ-камеры будут актуальнее других видов камер?
PTZ-камеры актуальны там, где мы не можем себе позволить подключить к работе большое количество операторов. Допустим, есть постоянная площадка, или предполагается частая съемка на выездных мероприятиях, но штат из пяти операторов не по карману. Вот под эти задачи и стоит выбрать PTZ-камеру, поставить пульт управления, и один человек сможет управлять одновременно, допустим, сотней камер. Если нужен автотрекинг, то и здесь без PTZ-камеры не обойтись.
Другой вариант – съемка высокопоставленных лиц. В текущей ситуации любой человек скажет: «когда 10 операторов со мной в одном помещении, то это, как минимум, риск для здоровья». Как решается проблема? Мы ставим несколько PTZ-камер, и оператор может, не присутствуя физически на месте съемки, выполнять все задачи в одиночку и получать на выходе картинку действительно телевизионного качества.
Как вы знаете, на текущий момент многие ушли на удаленку, и что можно в этом смысле предложить тому же театру, который хочет продолжить работу и иметь заработок? Сгенерировать какую-то интересную, динамичную картинку. То есть, заснять все так, чтобы зрители этим действительно заинтересовались. Понятно, что если бы стоял выбор между онлайн-трансляцией и живым концертом, то все выбрали бы личное присутствие на мероприятии, но приходится работать с тем, что есть, стараясь монетизировать свою работу в текущих условиях. Это абсолютно новая, интересная ниша, которая сейчас активно развивается.
Общая тенденция такова, что жизнь перемещается в онлайн. Раньше стандартным источником информации был телевизор – включаем канал и выбираем, что смотреть. Сейчас человек заходит на YouTube, задает тему и смотрит ролики, какие-то обзоры, получает все данные оттуда. Но не от телеведущих, а от блогеров и стримеров, которые сами делают хромакей, накладывают эффекты и производят другие действия, помогающие выдать контент такого качества, какое мы привыкли видеть по обычному телевизору. Заказчик становится более придирчивым, он говорит: «здесь мне не нравится картинка, там голос шуршащий, я, наверное, посмотрю другого обозревателя». Что делать? Использовать какие-то фичи, микшеры, эффекты, переходы. То есть, вы даже дома, сделав небольшие вложения, можете стримить и выпускать в эфир картинку студийного качества.
- Как подобрать оптимальные характеристики PTZ-камеры под конкретное приложение?
Я всегда подразделяю камеры Sony на три сегмента. Топовый сегмент – это поворотные камеры, которые идут с индексом BRC, то есть Broadcast. Что здесь требуется? Genlock вход, более детальные настройки картинки, то есть уровень белого, черного, уровень колена и так далее, чтобы картинка, захватываемая камерой, не отличалась от других камер в студии. Это стандартные требования при телепроизводстве. Если задача именно такая, то стоит ориентироваться на топовый сегмент.
Если требования не столь высоки, то стоит присмотреться к AV-сегменту, который у нас представлен наиболее широко. В нем есть решения как среднего ценового диапазона, допустим, SRG 300 с тридцатикратным оптическим зумом, так и совсем бюджетные варианты, для запросов из разряда: «нам нужно три камеры, но у нас нет денег на отдельный пульт, и при этом камерами необходимо управлять». Например, в школьной телестудии. В этом случае мы предлагаем 120-ю линейку. В ней есть камеры с HDMI, SDI и USB. Они не предусматривают перевернутой установки, на потолок, но для многих задач их будет достаточно. То есть, мы разобрались, что нам нужно, и, исходя из этого, обращаемся к интегратору с просьбой подобрать решение под задачу, чтобы, с одной стороны, не переплачивать, а с другой – получить действительно классную картинку.
- Ну, наверняка же есть свои специфические требования у сферы образования, у корпоративного рынка, у телепроизводства?
Не соглашусь. Очень сложно разделить решения по сферам применения и сказать: эта камера только для образования, а эта только для корпоративного сектора. Бывают очень разные задачи. Есть высшие учебные заведения, где серьезные студии, студенты учатся и работают именно с серьезным оборудованием. А есть организации, где требование сформулировано проще некуда: что-то, способное снимать видеоконференции. Поэтому всегда исходим из задачи. Допустим, заказчик описывает ее так: хочу снимать мероприятие с трех точек – общий план, обзор аудитории и ведущий в кадре. Плюс хочу это записывать на какой-то носитель, параллельно стримить на YouTube, переключаться между камерами, накладывать эффекты. Да, и все это будет в HD. Я говорю: "хорошо, уточните, какое помещение", потому что в небольших помещениях под все эти запросы отлично подойдет 120-я серия. Для огромного помещения такой выбор станет ошибкой, там нужна камера с мощной оптикой. Так что, из общего описания задачи я могу сказать, что именно подойдет для конкретного проекта.
Сейчас немного отвлекусь, расскажу забавный случай. Как-то раз приходит мне звонок на телефон, человек на том конце провода говорит: "вы знаете, кино хочу снимать". Я говорю: "ну, давайте вам что-то подскажем, подберем. Мои коллеги занимаются кинокамерами". Он отвечает: "нет, я буду это делать на камеры видеонаблюдения". То есть, он хотел купить видеонаблюдение, а потом снимать кино как Кончаловский. Я потратил время на разъяснения, рассказал, что это несколько разные задачи, разный контент, и из этого ничего не получится. К сожалению, у людей не всегда есть понимание, какими камерами что лучше снимать, поэтому лучше все выяснить заранее, а потом предложить подходящее оборудование.
- Для кого важно 4К, а кому хватит и HD?
Нет однозначного ответа. Есть компании, которые ставят топ даже для внутреннего пользования и всякие обучающие или корпоративные ролики снимают в 4К. Возможно в ряде случаев это вполне уместно, если в них нужно рассмотреть в подробностях сложность каких-то деталей и так далее. Когда во время важных совещаний приезжает внешняя ПТС-ка и гонит все в эфир, думаю, и здесь 4К будет выигрывать однозначно. Но, если мы просто общаемся по видеоконференцсвязи и у нас нет задачи записи, постпродакшена, создания обучающих роликов, а нужно, чтобы мы просто друг друга увидели, поговорили и решили рабочие вопросы, то в данном случае, думаю, 4К не настолько критично. Хотя, оговорюсь, многие наши партнеры сейчас и конференции организовывают в 4К.
- Почему все стали интегрировать NDI, и чем он лучше других протоколов? Есть ли в ваших камерах интеграция NDI?
Конечно, вся новая линейка опционально оснащена NDI. Сам я, скажу честно, старомоден: я фанат железного кабеля, по которому передается видеосигнал. Но, думаю, уход в сеть – это естественный процесс. Интернет берет на себя все функции – телевидения, газет, общения. Так что, отвечая на вопрос, почему NDI, я бы сказал, что это удобно. В классической конфигурации надо тянуть кабель SDI, питание, синхронизацию и так далее. Что такое NDI или другие подобные протоколы, NDI HX, например? Это один кабель, и как следствие удобство при монтаже и меньшее количество проводов. Мне кажется, это нормальным развитие технологий. Если сравнивать стриминговые протоколы, то мы увидим, что NDI дает более качественную картинку по сравнению с H-264 и Н-265. Крупнейшие мировые вещатели тоже переходят на цифру, но они работают на более серьезных мощностях. Как правило, это протокол SMTPE ST2110, 10-гигабитные сети и так далее.
Сейчас мы наблюдаем некий переходный период: ряд проектов уже полностью построен на IP, но, бывает, что сигналы дублируются. Встречаются и гибридные проекты, где есть микшер, куда заходят физические кабели с сигналом, а в самой студии идет параллельно запись по NDI. Постепенно работа на этом протоколе станет стандартом для всех камер. Раньше у нас управление камерами осуществлялось только по RS, и лет 20 назад все говорили: RS – это нормально. Сегодня заказчик может сам выбирать удобный ему интерфейс – RS или IP.
- PTZ-камеры с поддержкой NDI больше подходят для студий и IP-трансляций?
Мне кажется, что это универсальное решение. Построили студию на NDI, пожалуйста, можете использовать в студии. Задумали реорганизацию с переездом в новый офис и оснащением всех переговорных камерами. Вот вам готовая технология, чтобы не прокладывать ни HDMI, ни SDI, а построить все на IP. Я бы не разграничивал, а смотрел на задачу.
- Как решается вопрос с лицензией?
Она покупается у компании NewTek, являющейся разработчиком протокола NDI. Заходите на сайт, выбираете камеру из списка и покупаете.
- Чем дороже камера, тем больше возможностей управления? Или все не так?
Чем дороже камера, тем больше возможностей включить саму камеру в студийный процесс. Например, 1000-ная камера и камкодеры FS-7 позволяют отрегулировать их одинаково по картинке. В РФ некоторые телеканалы работают частично с операторами, частично c камерами BRC-X1000, развешанными по студии. Можно взять модели и проще, но, боюсь, не хватит настроек, чтобы свести картинку по балансам и цветам. Потому что, когда вы смотрите телевизор и в момент переключения между камерами видите разницу в цветах – брак. Наши топ-камеры позволяют включиться в процесс именно так, как нужно.
Это только верхушка айсберга. Допустим, вы купили камеру, но не хотите управлять ей джойстиком, а предпочитаете систему с тачскрином. Для этого есть различные процессоры управления таких производителей, как Crestron, Extron и Kramer. Sony на рынке много десятков лет, и мы интегрированы со всеми возможными системами управления. Открываете сервер управления, выбираете из списка камеру и спокойно работаете. Можете настроить камеру под любые алгоритмы работы: пол оператора в студии, под съемку в конференц-зале. Камере неважно откуда пришел сигнал управления – из сервера, джойстика или одновременно из обоих источников. Возможностей интеграции масса! У нас есть API для камер, микшеров и системы видеоаналитики. Недавно мы делали пилотную инсталляцию для университета, где взяли сервер управления, а интеграторы нарисовали красивую тач-панель. Клиенту не надо было заходить в веб-интерфейс, делать настройки, создавать логины. Он просто нажимал одну кнопку, и у него сразу камера выходила на определенный пресет, микшер переключался на нужную камеру, а блок видеоаналитики выбирал нужную в данный момент лицензию. Вместо трех кнопок требовалось нажать лишь одну.
- Давайте, поговорим про автотрекинг – на каком расстоянии система может распознавать объекты в кадре?
Если мы говорим про блок видеоаналитики REA-C1000 с подключенной PTZ-камерой, то стандартное требование – от 5 до 30 метров. Почему так? Потому что у камеры должна быть некая глубина кадра, понимание того, что это человек, а это стена. Если снимать вплотную, то аналитика просто не распознает этого. У нас есть целых пять лицензий с различным функционалом и два вида автотрекинга. Первый – это, когда человек заходит в заранее обозначенную зону, и камера, сфокусированная на этой зоне, ждет его там. Как только человек появляется в кадре, блок видеоаналитики начинает управлять камерой и следит за ним. Когда он покидает сцену, пересекая некую виртуальную границу, камера возвращается в исходную точку и ждет следующего человека. То есть, с одной стороны, здесь работа PTZ-камеры, с другой – блока видеоаналитики REA-1000. Блок построен на чипе компании NVIDIA на базе искусственного интеллекта и позволяет производить анализ и обработку картинки, а также управление камерами.
- Что будет, если два спикера одновременно зайдут в зону работы системы?
Если первый (он же главный) спикер определен, то второй может ходить сзади, махать руками или пробегать спереди. Камера будет продолжать следить за нужным человеком. Когда два человека одинакового роста, очень похожие внешне, одинаково одетые и с похожей походкой, то, думаю, ни один искусственный интеллект не справится. Но такое бывает крайне редко.
- А как блок поведет себя, если человек повернется к камере спиной или наденет маску?
Маску не пробовали, но мотоциклетный шлем надевали. Обмануть не удалось.
- Какие еще функции предлагает блок видеоаналитики?
REA-1000 может осуществлять не только автотрекинг, но и такую полезную функцию, как Cropping. Ставим фиксированную камеру на обычный штатив. Очень желательно, чтобы она была 4К. У нас нет функции PTZ, скажем, такая задача или не хватает бюджета, и мы включаем функцию Cropping по фокусу. Захватываем в 4К большой, широкий кадр, куда умещается вся сцена. Как только на ней появляется ведущий с одного выхода продолжает транслироваться общая картинка всей сцены, а с другого осуществляется Croppping по кадру ведущего. Получается, с одной камеры без PTZ, благодаря блоку видеоаналитики мы получаем живой контент по двум каналам – общий и Cropping по кадру.
Таких интересных функций очень много. Например, хромакей без использования зеленой рир-проекции, или функция «парящей доски», когда человек, который пишет на доске, чудесным образом оказывается позади этой доски. Я, как человек с плохим зрением, всегда мечтал, чтобы учитель не загораживал текст, который пишет на доске. Для образования это, действительно, уникальная, классная функция.
- Как во всем этом разобраться? У вас есть вебинары или обучающие записи?
Не надо думать, что Sony – это такая компания, до которой не достучаться. Мы регулярно проводим различные вебинары и тренинги. Несколько месяцев назад я подготовил достаточно обширную презентацию. Только самые стойкие могут ее выдержать, так как, она на 100 с лишним листов. Но в ней содержатся не маркетинговые фичи, а по-настоящему полезная, техническая информация. Как лучше сделать, как настроить, как установить, чтобы и вы были довольны, и у заказчика все работало.
- Есть ли в ваших PTZ-камерах какие-то интересные функции, заслуживающие упоминания?
Часть наших новых камер может напрямую стримить на YouTube и Facebook без дополнительных устройств. Для этого кроме протокола RTSP в них есть еще и RTMP. В топовые камеры был добавлен протокол Free-D для виртуальных телестудий. Ведущий что-то рассказывает, PTZ-камера снимает и передает его положение в пространстве. Серверы моментально обрабатывают эти данные и накладывают эффекты.
- Вспомните какие-то интересные инсталляция с вашими камерами в главной роли?
Вспомню те, что лично мне понравились. Например, мероприятие NAMM Musikmesse Russia в Сокольниках. Это была открытая площадка, на которой выступали разные талантливые музыканты, и любой мог прийти, чтобы послушать их выступления. Параллельно происходила живая онлайн-трансляция. Мы заранее закрепили одну из камер максимально высоко, прямо над сценой вместе с софитами, чтобы с нее делать интересные кадры. Вторая камера была ближе к зрителям и давала общий план. На мероприятии работал и приглашенный оператор, но не бегал с камерой, а сидел в операторской за видеомикшером, следил за картинкой, которая записывалась и стримилась, и всем этим управлял.
Наш микшер достаточно простенький по звуку. На музыкальном мероприятии подобного формата работал серьезный звукооператор с огромным пультом, откуда мы забирали итоговый аудиосигнал. Он занимался чисто звуком, а мы видеорядом. Но это мероприятие нам действительно очень понравилось. Оно было интересно как любителям музыки, так и нам – техническим специалистам, от которых требовалось осветить все с разных ракурсов, в том числе в движении, и все это силами лишь одного человека, с комфортом сидящего в помещении.
Второй пример, который мне кажется довольно любопытным, это применение PTZ-камеры в телемедицине. В Ставрополь приезжал известный немецкий хирург, проводил операцию и при помощи конференц-связи и PTZ-камер информация со всего медицинского оборудования заводилось на конференц-блок. Наблюдатели в это время находились в актовом зале и видели эту операцию с разных ракурсов: общий план, хирургические манипуляции и так далее. При этом была организована двусторонняя связь, то есть зрители могли попросить: «прокомментируйте, пожалуйста, что вы в данный момент сделали», а доктор, который работал в гарнитуре, им отвечал. Как видите, у PTZ-камер может быть широчайшая сфера применений – не только развлекательный, образовательный или корпоративный сегмент.
Читайте АВ Клуб в Telegram