Этим летом на платформе АВ Клуба прошла онлайн-встречи из цикла «ИНТЕГРАТОРИЯ: территория proAV-бизнеса», во время которой Елена Люкина, консультант направления «Архитектурная акустика» в компании Constage, рассказала о нюансах озвучивания различных пространств и о том, как влияет на работу системы звукоусиления собственная акустика помещения.
-Как связаны между собой системы постановочного комплекса и архитектурная акустика?
Архитектурная акустика или акустика помещений – это наука, изучающая распространение звуковых волн в замкнутом пространстве, отражение и поглощение их поверхностями, влияние отраженных волн на слышимость речи и музыки. Постановочный комплекс, оправдывая свое название, должен быть «поставлен» в определенного рода помещение. А так как помещение вносит достаточно сильную окраску в звучание, то рассматривать систему звукоусиления, которая воспроизводит как музыку, так и речь, отдельно от постановочного комплекса неправильно. Нужно учитывать и комплекс архитектурной акустики.
-Архитектурная акустика важна только для концертных залов или ее принципы актуальны для всех типов помещений?
Помещение может быть как малым, так и большим. Это не важно. Если нужны акустический комфорт, разборчивость речи и понимание музыки, необходимо обращаться к знаниям об архитектурной акустике. Как небольшие домашние кинотеатры или студии, так и самые масштабные филармонии или концертные залы могут иметь акустические проблемы, не решив которые, получить качественный звук будет очень сложно. В больших помещениях, где отсутствует должная акустическая отделка, во время проведения мероприятия человек может уставать или испытывать раздражение, например, из-за того, что не понимает, что говорят актеры на сцене. Поэтому учитывать требования архитектурной акустики здесь не только оправдано, но и необходимо. В противном случае можно получить негативную реакцию посетителей.
-Насколько это применимо к офисам?
Офисное помещение – это пространство делового общения, где разборчивость речи и акустически комфорт также имеют критическое значение. От того, как хорошо люди слышат друга и насколько комфортно происходит общение, напрямую зависит продуктивность их работы. К сожалению, в таких помещениях часто пренебрегают правилами архитектурной акустики, оставляя голые стены из гипсокартона, которые покрашены в цвет «дизайнерской» мысли. Таким образом, из-за большого количества гладких отражающих звук поверхностей в нем возникает излишняя гулкость. В итоге находящийся в таком пространстве человек быстро устает, а эффективность его работы стремительно снижается.
-Соблюдение требований архитектурной акустики – это пожелание или необходимость, которая как-то регламентирована?
Это может быть как пожелание человека, скажем, сделать более комфортным процесс прослушивания звука в частном домашнем кинотеатре, так и строго регламентированная задача. Например, при оснащении залов все регламентированные параметры описаны в нормативной документации.
-На какие нормативы следует ориентироваться в первую очередь?
Главный документ – это СНиП 23-03-2003 «Защита от шума» СП 51.13330.2011 с изменениями; Раздел 13. Акустика помещений. Если помещение узкоспециализированое – большая спортивная площадка или храм, то в нормативе указаны ссылки на соответствующие документы. Также следует разделять разделы «Архитектурная акустика», который исследует процессы, происходящие внутри помещения с расположенным в нем источником звука, и «Защита от шума», изучающий влияние внешнего источника звука/шума на процессы, происходящие в помещении.
-Какие ключевые характеристики учитывает архитектурная акустика?
Основных акустических характеристик помещения три:
- Время реверберации – интервал времени, в течении которого уровень звукового давления уменьшается на 60 дБ (соответствует снижению звукового давления в 10³ раз). Это, можно сказать, главный акустический параметр. Он зависит от объема помещения и акустических свойств всех примененных при отделке материалов, а также от жанра проводимых в нем мероприятий.
- Локальные акустические критерии речи, а именно разборчивость речи (насколько речь понятна). Если не углубляться в дополнительные требования к помещениям, то увеличение времени реверберации, то есть времени затухания сигнала, приводит к ухудшению разборчивость речи.
- Локальные акустические критерии музыки (индекс прозрачности, степень пространственного впечатления, индекс громкости).
-Существуют ли универсальные акустические решения?
Скорее нет, чем да, так как каждое помещение уникально. Если, например, в зале планируется несколько разных жанровых направлений, то время реверберации выбирается усредненное либо подбирается под жанр, который будет превалировать в репертуаре.
-Как быть, если требует скорректировать акустические характеристики существующего зала, но при этом сохранить интерьер, избежав каких-либо архитектурных изменений?
Это всегда компромисс, который можно найти. Иногда у заказчика есть возможность добиться разрешения в департаменте культурного наследия, чтобы заменить материалы при сохранении их внешнего сходства. Если же нет, то существуют акустические решения, которые можно назвать нестационарными. Это разного рода материалы и конструкции, применяемые в случаях, когда невозможен капитальный ремонт или по тем или иным причинам не получается закрепить материалы стационарно, и они обязательно должны быть съемными.
Что влияет на акустику помещения? Какие факторы ее улучшают, а какие ухудшают?
Акустик – это тот специалист, который должен прийти в проект одним из первых, чтобы вместе с архитектором, а еще лучше также и с театральным технологом определить геометрию помещения и рассчитать его акустические характеристики, а затем выдать ТЗ смежным специалистам, выдержав требования смежных специальностей. Соответственно, чтобы выдержать нормируемые акустические характеристики помещения, нужно понимать, что они зависят от:
- Геометрии и формы (отношения сторон Д/Ш/В). Правильная геометрия помещения сама по себе способна решить достаточно много акустических проблем, которые бывает невозможно исправить впоследствии только акустической отделкой.
- Материалов ограждающих конструкций, а именно акустических свойств «отделочных»/акустических материалов.
- Расположения и ориентации материалов в пространстве.
Важно также учитывать, что раздел архитектурно-акустических решений, в случае прохождения проектом экспертизы, представляет собой отдельный том среди томов АР (Архитектурные Решения), который официально является техническим заданием для разделов АР, как обоснование принятых решений по зальному помещению. Данный том включает в себя все исследования и расчеты, согласно действующим на момент проектирования нормативным документам, и должен выполняться акустиком в обязательном контакте с архитектором и другими смежными профессионалами – инженерами, специалистами постановочного комплекса и так далее.