Американская альтернативная металл-группа Tool недавно завершила один из этапов своего обширного и технически амбициозного турне, проходившего в поддержку альбома Fear Inoculum в южном полушарии. Когда группа отправилась в Австралию и Новую Зеландию, стало известно, что трехмерная система объемного звучания TiMax SoundHub станет «частью шоу», несмотря на то, что изначально рассматривалась в качестве экспериментального решения.
Системный дизайн шоу включает массивы и громкоговорители d&b auditechnik, распределенные на площадке. Основные системы выполнены в традиционном решении Left-Right, но дополнены каналами окружения – как боковыми и задними системами, так и системами, работающими сверху. Кроме того, для озвучивания верхних трибун предусмотрены дополнительные линии задержки. Всё это стало результатом обширных исследований системного инженера группы Лиама Халпина (Liam Halpin), решившего реализовать идею звукорежиссера Алана Хопкинсона (Alan Hopkinson), чтобы публика могла слышать «звуки, которые будут появляться из разных точек во всем пространстве».
В результате исследований Лиам решил обратиться к Out Board:
Наблюдая за многолетними экспериментами компании, я подумал – это поможет нам сделать что-то новое, что будет отличать нас от других. Мы используем TiMax как систему эффектов
Ключевое преимущество «системы эффектов» TiMax – это возможность избежать установки массивных акустических систем в зонах, блокирующих линии обзора при съемке видео. При этом она помогает сохранить пространственное восприятие звучания для практически всей аудитории в рамках сложных площадок. 3D аудиомэппинг работает в нескольких подсистемах одновременно, позволяя локализовать сгруппированные или отдельные звуковые элементы большинству слушателей. Немаловажным фактором также стала легкость адаптации системы для различных арен.
Нажмите на фото для его увеличения
Лиам поделился своими идеями и результатами экспериментов с мультитреками с Дэйвом Хейдоном (Dave Haydon) – директором и совладельцем Out Board. Для тестирования была развернута демо-система TiMax и акустические системы, распределенные в пространстве в соответствии с концепцией Лиама. Это позволило Дэйву и Лиаму совместно поработать над выявлением эффективных способов иммерсивного рендеринга, управления и задействования системы во время шоу.
Во время тура использовался процессинговый блок Out Board TiMax2 SoundHub-S64 с 64x64 входами/выходами Dante, а также несколькими аналоговыми и AES входами/выходами в качестве резервных.
Зонирование арен выполнили путем переноса физического расположения множества громкоговорителей и связанных каналов на виртуальный интерфейс TiMax PanSpace. Объекты TiMax Image Definition воссоздали из комбинаций соответствующих акустических систем с автоматически рассчитанными уровнями и задержками, что в дальнейшем обеспечило возможность динамического трехмерного панорамирования различных сигналов на площадке.
Нажмите на фото для его увеличения
Движения объектов и различные события были запрограммированы в окне PanSpace Spatialisation и активировались несколькими способами: запуск вручную при работе с FOH-позиции или удаленно со сцены через MIDI, управление через графический интерфейс ПО в режиме реального времени, контроль с iPad при помощи TouchOSC. В рамках шоу используется более 20-ти каналов микширования в 3D пространстве.
Лиам заключает:
Группа Tool приняла решение о дальнейшем использовании системы в Австралии и других локациях, что говорит о том, насколько эффективной она себя показала
Читайте АВ Клуб в Telegram