Грядущее повсеместное распространение технологий виртуальной и дополненной реальностей сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений. Но что нас ждет в обозримом будущем - скажем, в ближайшие 10 лет? Ответ на этот вопрос пытаются дать многие эксперты и аналитики. Так, например, согласно отчету Consumer Trends report, опубликованному телекоммуникационной компанией Ericsson, в последние годы сфокусировавшей свое внимание не таких сферах, как 5G, IoT и AR, все виды реальностей объединятся в одну — смешанную, люди смогут визуализировать свои мысли в виртуальной среде, а Интернет вещей (Internet of Things) превратятся в Интернет ощущений (Internet of Senses).
Доклад, подготовленный специалистами Ericsson Consumer & IndustryLab, является частью программы Ericsson по анализу тенденций потребительского рынка, проводимой девятый год подряд, и прогнозирует перспективы развития технологий к 2030 году, описывая основные тренды, которые ждут нас в будущем. Он основан на опросе постоянных пользователей AR, VR и виртуальных помощников, проживающих в крупных мегаполисах мира. Опрос был проведен в октябре 2019 года и включает мнения не менее 500 респондентов из каждого города (всего было опрошено 12 590 респондентов, 7608 из них - специалисты в различных профильных областях). Главной идеей Ericsson Consumer Trends report стало то, что благодаря технологическому прогрессу люди переместятся из мира экранов в мир ощущений, обеспечиваемый виртуальной и дополненной реальностями. Помимо этого, трансформация Интернета вещей в Интернет ощущений позволит добавить к ним запахи, вкусы, тактильные прикосновения и так далее, помогая пользователям по-новому взглянуть на мир. Появление находящейся на данный момент на ранней стадии развития смешанной реальности, по прогнозам Ericsson, также произойдет в ближайшее десятилетие.
Наиболее инновационным технологическим прорывом, ожидаемым мировым VR-сообществом к 2030 году, станет возможность подключения гарнитур напрямую к человеческому мозгу. Это позволит не только визуализировать свои мысли, наблюдая формируемые сознанием образы в виртуальной или дополненной реальности, но и поможет снизить до минимума необходимость в использовании экранов, клавиатур, мышек и игровых контроллеров. Например, 60% респондентов отметили, что AR-очки смогли бы максимально эффективно помогать с навигацией, если бы выводили на экран маршруты сразу же, как пользователь подумает о пункте назначения. Также большинство респондентов - 70%, заявили, что в следующем десятилетии качество и разрешение цифровых объектов в дополненной реальности возрастет настолько, что они будут неотличимы от реальных вещей.
Другими перспективными направлениями развития станут запах и вкус. И хотя запах не может быть передан в цифровом виде, специалисты Ericsson считают, что к 2030 году он станет онлайн-опытом. Технология будет активно использоваться не только при просмотре фильмов или в играх, с чем согласны 56% опрошенных, но и найдет свое применение в розничной торговле, позволяя продавцам, особенно в сфере парфюмерии, снабжать свою рекламу дополнительным привлекающим внимание потенциальных покупателей триггером. Вкусы также научатся имитировать, создавая специальные устройства, позволяющие их почувствовать. Почти 45% респондентов согласны, что в течение следующих 10 лет появится продукт, который сможет при помощи цифровых технологий улучшать вкусовые качества употребляемой пищи, что поможет, скажем, проще соблюдать строгие диеты, потребляя более здоровую, но менее вкусную пищу, просто заменяя ее вкус на тот, который нравится больше.
Естественно, будут развиваться и тактильные возможности. Уже сегодня на рынке представлены игровые контроллеры с виброоткликом или смартфоны с тактильной обратной связью, но по прогнозам Ericsson, в обозримом будущем они выйдут на новый уровень. Более половины (63%) респондентов считают, что совсем скоро пользователи смартфонов смогут почувствовать форму и текстуру цифровых иконок, а 60% отмечают, что к 2030 году будут созданы специальные браслеты, способные стимулировать различные органы чувств, позволяя почувствовать тот или иной цифровой объект.
Дополняют все это звуковые и речевые технологии. 70% опрошенных уверены, что к 2030 году появятся наушники, которые будут в реальном времени автоматически переводить речь собеседника, говорящего на любом языке мира на ваш собственный, что позволит бизнес-специалистам без проблем проводить встречи с партнерами из различных стран без необходимости привлечения переводчиков. 54% респондентов ожидают появления технологии, которая поможет создать так называемый цифровой звуковой пузырь, находясь в котором пользователи смогут слышать только то, что они хотят. Это будет полезно для более комфортной поездки в переполненном транспорте или проведения встреч и вебинаров в людных помещениях. Трансформируется звук и в играх: 60% опрошенных заявили о том, что в ближайшее время шаги и дыхание игровых персонажей можно будет слышать настолько же отчетливо, как и в реальном мире, а 50% считают, что звуки будут передаваться пользователю не с помощью наушников, частично изолирующих его от окружающего мира, а через специальное оголовье, надеваемое на шею.
Читайте АВ Клуб в Telegram