Мюзикл Come From Away, получивший в 2018 году статус самого популярного канадского мюзикла в истории Бродвея, в прошлом году гостил в театре «Феникс» в Лондоне. Организаторы основательно подготовились к постановке, первыми среди театров Вест-Энда развернув в зале систему иммерсивного звука d&b Soundscape. Получилось настолько убедительно, что жюри британской театральной премии Лоренса Оливье выбрало проект победителем в номинации «Лучший звуковой дизайн» 2019 года.
Come From Away ("Уходи прочь") был впервые поставлен в 2012 году в Оквилле. В марте 2017 года он успешно дебютировал на Бродвее в театре Джеральда Шенфельда, а уже в октябре 2018 года побил рекорд по количеству постановок среди канадских мюзиклов, обойдя предыдущий результат в 674 спектаклей, установленный в 2007 году мюзиклом The Drowsy Chaperone. После успешного проведения в октябре 2018 года североамериканского тура Come From Away около месяца демонстрировался в Дублине, а в феврале 2019 года переехал в Лондон. Местом для постановки мюзикла был выбран театр «Феникс», расположенный в главном театральном центре Британской столицы — знаменитом районе Вест-Энд, не уступающем по статусу и популярности нью-йоркскому Бродвею. «Феникс» ведет свою историю с 1930 года, занимает здание в неоклассическом стиле, построенное специально для него на месте бывшей фабрики, и имеет большой трехуровневый зрительский зал вместимостью чуть более 1000 человек.
Одной из главных сложностей при постановке мюзикла стало то, что когда на сцене одновременно находился полный актерский состав из 12 человек, где каждый из артистов поет или играет роль, зрители не всегда могли понять кто из них в данный момент говорит. Это связано с тем, что актеры часто стоят довольно близко друг к другу, и сидящие в зале зрители слышат их голоса, приходящие из одной точки. Для решения проблемы Гарет Оуэн, отвечавший за звуковую часть постановки, совместно со звукорежиссером Расселом Годвином и продюсером-звукорежиссером Энди Грином развернули в театре систему иммерсивного звука d&b Soundscape с программным модулем d&b En-Scene. Это помогло не только добиться идеальной разборчивости речи актеров и правильного сопоставления звуковых образов визуальным, но и получить идентичное расположение всех звуковых объектов в акустическом пространстве вне зависимости от того, в какой части трехуровневого зрительского зала осуществляется прослушивание. «Феникс» стал первым в Вест-Энде театром, установившим систему компании d&b audiotechnik, а ее работу крайне высоко оценили не только посетители и режиссер, но и престижная театральная премия Лоренса Оливье, наградившая постановку в номинации «Лучший звуковой дизайн».
Комментирует режиссер Come From Away Кристофер Эшли:
Для меня постановка в театре «Феникс» стала настоящим откровением. Прежде, чтобы точно понимать чья сейчас реплика, мы использовали различные ухищрения, вроде световых сигналов и прочего. После использования в постановке системы d&b Soundscape необходимость в этом отпала сама собой. Я в любой момент времени отчетливо слышу каждого из актеров, при этом четко осознаю в какой части сцены он стоит, даже не глядя на нее. Все звуки расположены точно на своих местах так, как если бы я стоял прямо перед актерами. Это полностью перевернуло мое восприятие происходящего и существенно изменило возможности и удобство работы
d&b Soundscape представляет собой передовой аппаратно-программный комплекс, реализованный на базе DSP-аудиопроцессора DS100 Signal Engine, который позволяет выйти далеко за пределы классической стереофонической системы звукоусиления. С его помощью могут быть реализованы различные многоканальные и иммерсивные конфигурации, а также произведено точное сопоставление звуковых образов выступающих на сцене музыкантов или актеров с их визуальным местоположением или даже воссозданы акустические характеристики лучших концертных залов мира. Система использует фирменные алгоритмы объектно-ориентированного микширования и импульсной реверберации, что предоставляет звукорежиссерам продвинутый набор инструментов, меняющий подход к привычным процессам. В состав d&b Soundscape входят два дополнительных программных модуля: d&b En-Scene, поддерживающий независимое позиционирование в 360-градусном звуковом пространстве до 64 различных звуковых объектов, которыми могут быть как музыкальные инструменты или спецэффекты, так и голоса актеров, и d&b En-Space, предлагающий набор импульсных откликов ведущих концертных площадок для эмуляции их акустических характеристик в любых других помещениях.
Дополняет Гарет Оуэн:
Применение в постановке системы d&b Soundscape не просто улучшило звучание, а фактически добавило новый творческий элемент, которого прежде не было. Это абсолютно четко почувствовали все участники проекта. Для меня же это стало похоже на то, когда я впервые попал в школу. Кажется, что в течение последних двадцати лет по больше части мы делали звук в театрах одинаково. Появление систем подобных d&b Soundscape позволило полностью переосмыслить это. В мире проаудио очень часто бывает так, что кто-то начинает делать те или иные вещи по-другому лишь потому, что на рынке появляется новая технология. Но я бы сказал, что 9 из 10 новых устройств больше усложняют жизнь, чем делают звук лучше. d&b Soundscape реально работает, помогая добиваться поистине удивительных результатов. Так что, я считаю, что это именно та технология, в которую стоит инвестировать
Узнать больше о продуктах компании d&b audiotechnik все желающие смогут на специальном вебинаре, который пройдет на платформе АВ Клуба 12 мая. Регистрация здесь.
Читайте АВ Клуб в Telegram