За последнее время технологии виртуальной и дополненной реальностей стали все активнее применяться не только в развлекательном сегменте, но и обучении, производстве, а теперь добрались и до корпоративной сферы. Но готовы ли пользователи перейти к работе в VR-среде?
О применении виртуальной реальности для повышения качества бизнес-коммуникаций говорят уже давно, а корпорация Microsoft уже даже предлагала в рамках проекта Holoportation свою версию VR-видеосвязи с эффектом присутствия. Тем не менее, готовое к коммерческому использованию специализированное решение было представлено сравнительно недавно. В июне компания HTC выпустила гарнитуру виртуальной реальности VIVE Flow Business Edition, которая ориентирована на корпоративное использование.
Она поставляется в комплекте с бесплатной 30-дневной пробной версией интерактивного инструмента для проведения совещаний VIVE Sync. С его помощью можно проводить виртуальные встречи с удаленно расположенными коллегами и партнерами, при этом вы будете находиться в общем VR-пространстве. В него можно добавить разнообразный контент, включая видео и 3D-модели, использовать файлы Microsoft Office и так далее. Система оптимизирована для эксплуатации пользователями, незнакомыми с виртуальной реальностью, и допускает удаленный запуск необходимых приложений.
Еще одну перспективную технологию, способную в обозримом будущем заменить ряд традиционных средств доступа к информации, показала компания Mojo Vision. Она представляет собой контактные линзы с интегрированной AR-системой, благодаря которой можно прямо во время общения с собеседником получить необходимые данные, не отвлекаясь на просмотр экрана. В линзы встроен MicroLED-дисплей, биологически безопасная батарея и датчик отслеживания взгляда, позволяющий включать и выключать экран просто посмотрев в определенную сторону.
Если вы плохо владеете иностранным языком, на котором говорит собеседник, поможет разработка Google – гарнитура дополненной реальности с интегрированными функциями приложения Translate. Она способна в реальном времени производить транскрибацию речи, ее перевод и вывод информации в текстовом виде на встроенном экране. Подробнее с технологией можно познакомиться здесь.
Таким образом, в скором времени такие традиционные инструменты бизнес-коммуникаций, как дисплеи, ноутбуки и ВКС-системы, вполне возможно, заменят более перспективные VR- и AR-гарнитуры. Но готовы ли к этому сами пользователи? Как показало недавнее исследование Кобургского университета в Германии – не очень. Регулярная работа в VR-среде не способствует повышению производительности труда, а скорее наоборот.
В исследовании Quantifying the Effects of Working in VR for One Week участвовали 16 человек, которые работали в виртуальной реальности по восемь часов пять дней в неделю с 45-минутным перерывом на обед. Они использовали VR-гарнитуру Meta Quest 2, клавиатуру Logitech K830 и программное обеспечение Chrome Remote Desktop.
В процессе тестирования производились измерения пульса и скорости набора текста, а участникам задавались вопросы об их самочувствии. По результатам исследования было выявлено, что комфорт от использования симулятора из-за возникающей тошноты находится на уровне ниже среднего, а два человека из-за тошноты и мигрени выбыли в первый же день.
При сравнении с работой в физической среде, участники отметили, что нагрузка увеличилась в среднем на 35%, нагрузка на глаза – на 48%, разочарование от рабочего процесса возросло на 42%, тревожность – на 19%, психический комфорт снизился на 20%, а продуктивность – на 16%. В итоге качество рабочего процесса снизилось на 14%, а удобство на 36%. Тем не менее, по словам исследователей, со временем участники преодолевают первоначальные негативные впечатления и дискомфорт, что говорит о постепенной адаптации.